Регистрация




Изеды: Ангелы — покровители людей
Последнее сообщение ВЕДДА
22 мар 2019, 21:51

Арихман и демоница Аз
Последнее сообщение ВЕДДА
19 мар 2019, 20:26

Злые духи в Зороастризме
Последнее сообщение ВЕДДА
19 мар 2019, 20:06

Духовные Существа в Зороастризме
Последнее сообщение ВЕДДА
19 мар 2019, 15:44

Язаты
Последнее сообщение ВЕДДА
19 мар 2019, 15:21

Амеша Спента
Последнее сообщение ВЕДДА
19 мар 2019, 15:14

Пантеон Богов в Зороастризме
Последнее сообщение ВЕДДА
19 мар 2019, 12:32

Боги Вуду
Последнее сообщение львина
18 дек 2017, 12:07

Богини зимы в мифологии разных народов
Последнее сообщение львина
16 дек 2017, 22:34

Джинны
Последнее сообщение МАРИТА
14 ноя 2017, 01:14




гороскоп


Фазы Луны (Москва)




Праздники славян

Языческие праздники

Православные праздники



Важные объявления!
Поздравляем
Марушка
Марушка
СИЛЬФ
СИЛЬФ
ivanenokEl
ivanenokEl


МЫ ТЕПЕРЬ НА
Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку

ТРЕБУЮТСЯ МОДЕРАТОРЫ ЗДЕСЬ!

ОБУЧЕНИЕ viewforum.php?f=1447

ГРУППА ТЕЛЕГРАММ
Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку
контакт
Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку


Пантеон Богов в Зороастризме

СОЗДАТЕЛЬ
Аватар пользователя
Сообщений: 2112
Зарегистрирован: 10 окт 2014, 17:41

Пантеон Богов в Зороастризме

Сообщение ВЕДДА » 19 мар 2019, 12:32

Основные объекты зороастрийского культа: вода и огонь. Вода делала возможной жизнь в степях.

Апас – почитание вод рек и водоемов как богинь. Им молились и совершали возлияния.

Заотра – приношение, жертвоприношение.

Атар, аташ, атахш (др.- инд. Агни, лат. - Игнис) - огонь. Приношения огню и воде составляли основу ежедневных богослужений, называемых индоарийцами яджна, а иранцами – ясна (от корня яз – «приносить жертву, поклоняться»). В этих богослужениях возлияния для огня брались от кровавых жертвоприношений. Индоиранцы испытывали благоговейный страх и трепет, отнимая жизнь у животных. Они никогда не убивали без освятительной молитвы, благодаря которой, по их представлениям, душа животного продолжала жить. Сознание кровного родства между человеком и животным нашло свое отражение в древних частях богослужения – ясна. У иранцев возникло представление о том, что души животных, убитых с освятительной молитвой, поглощаются божеством - Гэуш-Урван (Душа быка). Иранцы верили, что кровавые жертвоприношения укрепляют это божество, а оно, в свою очередь, заботится о всех полезных животных на земле и способствует их изобилию.

Ритуальные приношения воде, совершаемые в конце богослужения, готовили из молока, веток одного растения и из сока, получаемого после того, как стебли другого растения будут истолчены. Растение, которое толкли, называлось по-древнеиндийски сома, а по-авестийски хаома, что буквально значит «то, что выжимают».

Хаома (др.- инд, по - авест. Сома) – молоко и сок, выжитый из веток растения, напиток бессмертия. Хаома – зеленоглазый Бог.

Асман – бог неба.

Зам – бог земли.

Хвар – бог солнца.

Мах – бог луны.

Тиштрия – божество звезды Сириус.

Аши – богиня судьбы и счастья.

Вэртрагна – божество войны и победы.

Вата и Вайу – божества ветра.

Варуна - Апам-Напат – сын вод, Бог клятвы.

Аша – порядок, истина, справедливость, праведность.

Ашаван – праведные люди.

Друг (авест.) (санскр. - друх) – ложь, искажение истины.

Другвант – приверженцы зла.

Рта (др.- инд.) – закон природы, согласно которому солнце движется равномерно, происходит смена времен года и тем самым обеспечивается порядок всего существующего в мире.

Ахуры – высшие боги, отвечающие за упорядочение космоса, Вселенной и общества – боги, противостоящие силам хаоса, тьмы и зла. Они верные помощники Ахура- Мазды.

Аша и Друдж
В основе этического учения зороастризма противопоставление двух понятий: Аша и Друдж.

Аша (aša- из *arta) — это закон вселенской гармонии, истина, правда, добро (отец Аши — Ахура Мазда).

Друдж — это антитеза Аши, буквально: ложь, разрушение, деградация, насилие, грабёж.

Все люди делятся на две категории: ашаваны (приверженцы Аши, праведные, те, кто стремится нести миру добро) и друджванты (лживые, несущие миру зло). Благодаря поддержке Ахура Мазды, праведные должны побеждать Друдж и мешать её приверженцам губить мир.

Верховным божеством и творцом всего сущего считался Ахура-Мазда (Ахура по-авестийски – «Бог», «Владыка», «Господин») - Господь Мудрости (в греч. Ормазд, Ормузд), причем его первой и основной функцией вначале было, видимо, моделирование космических элементов Вселенной. В Ригведе он именуется Асура («Господь»). Своего рода правой рукой и земным помощником его был Митра (верность, клятва, закон), в функцию которого первоначально входили социальная организация людей и посредничество между миром божественного и человечеством. Позже он превратился в божество договора, согласия, а также стал богом солнца, огня (света) и покровителем воинов, Богом войны, судьей мертвых. Он следит за соблюдением верности, клятвы, благочестия, карает за нарушения, сопровождает солнце в его ежедневном движении по небу. Широкое распространение культ Митры получил во времена Парфянского царства (III век до н.э. - III век н.э.), проникнув затем в восточные провинции Римской империи. Митра, как покровитель воинов, был популярен среди римских легионеров после восточных походов I века до н.э. Он отождествлялся то с Ахурой-Маздой и божеством солнца, то с Юпитером, то с мессией-спасителем, упоминавшимся в эсхатологических пророчествах иудеев. В честь Митры устраивались мистерии, строились ритуальные сооружения – митрейоны, создавались изображения и скульптуры. Ежегодно 25 декабря отмечали день рождения Митры. Верующие в Митру причащались хлебом и вином. Все эти детали, как и сам культ мессии-спасителя, не оставляют сомнений в том, что митраизм сильно повлиял на некоторые стороны формировавшегося на рубеже нашей эры христианства, а легкость, с которой это оказалось возможным, объясняется тем, что зороастризм влиял и на иудаизм, и на иудео-христианские секты еще задолго до того, как в Римской империи широко распространился и стал популярен митраизм.

Вокруг Митры группировались меньшие абстрактные божества: Аирйаман (по-санскритски Арйаман), олицетворявший Дружбу, которая, скрепленная обрядом, была видом договора; Арштат – Справедливость. Хамварэти – Доблесть. Сраоша – Послушание (блюститель молитвы). Хварэна – божество, связанное и с Митрой и с Апам–Напатом. Оно олицетворяет божественную благодать или славу – качество, присущее царям, гениям, пророкам, но утрачиваемое ими, как только они преступают истину. Хварэна иногда соединяется с Аши, богиней судьбы, которая дарует свои награды лишь праведным.

Понятие хварно
О ХВАРНО - сияющей жизненной силе, обладание которой даёт счастье и могущество; самом славном, всё превосходящем, наилюбезном, наиразящем, наиловчайшем, неуловимом, высшем средь созданий Ахуры Мазды; в облике птицы приставшей к первому смертному человеку - властительному Йиме, сообщают тексты «Авесты». В далёкие от нас годы именно благодаря ХВАРНО:

Были в царстве Йимы

Равно неистощимы

И пища, и питье,

Бессмертны скот и люди

Не вяли растенья,

Не иссякали воды;

И не было в том царстве

Ни холода, ни зноя,

Ни старости, ни смерти,

Ни зависти зловредной,

Покуда не солгал он:

Неистинное слово

Не взял себе на ум.

Когда же это лживое,

Неистинное слово

Он взял себе на ум,

То отлетело зримо

От Иимы Хварно птицей Варагн.

ХВАРНА – (зенд.), частица божественной силы и мудрости, даруемая нам и приближающая человека к его Отцу. Она не только освобождает от рабства судьбы, но и возносит над ограниченным временем. Обычно хварну изображают как светящийся нимб. Божественный огонь преображает не только наш внутренний мир, но и внешний вид, и если человек получил этот дар, то у него на теле обнаруживаются его признаки.

По своим «масштабам», силе и способу получения хварна делится на три вида. Самой главной является хварна царя, которая дается по Божьей воле в счет будущих великих дел. Хварна жреца переходит по наследству и служит признаком чистоты рода, наградой за благие дела предков человека. Хварной воина человек награждается за добрые дела при этой жизни. Символами трех хварн являются три огня, горящие в зороастрийских храмах.

Синонимы: Барух, Барака, Хварено.

Вэрэтрагна – бог Победы, обладатель постоянного эпитета «Созданный Ахурами», «Ахуроданный». Отличительной особенностью Вэрэтрагны было его воплощение в дикого кабана, вепря, прославившегося у иранцев за свою неистовую отвагу. В виде вепря Вэрэтрагна предстает в авестийском гимне к Митре. С острыми клыками, мощный и готовый сокрушать неверных нарушителей договора, он бросается впереди Ахуры.

Третьей в верховной первоначальной триаде древнеиранских богов была Ардвисура Анахита, Анагита, богиня воды и плодородия, воспринимавшаяся в качестве дочери Ахура-Мазды.

Параллельно с этой троицей существовал грозный бог времени Зерван (Зурван). Хотя его подчас считают не имеющим прямого отношения к маздеизму и тем более зороастризму, более поздние мифы приписывают именно ему рождение Ахура-Мазды. Среди «более поздних мифов существует такой, который соединяет зерванизм с зороастризмом-маздеизмом: бог вечного времени Зерван собирается родить сына, который сотворит мир. Ахура-Мазда в чреве отца был готов к этому и даже поделился своим знанием с братом, Ангро-Майнью. Последний, разорвав чрево отца, вышел на свет раньше брата и стал претендовать на власть. Отец в ужасе содрогнулся и родил второго, желанного. Поэтому так получилось, что сначала в мире царило зло и лишь, потом наступило царство Ахура-Мазды. Подлинным творцом всего сущего, в частности земли, неба и людей, уже в ранних текстах Авесты считался Ахура-Мазда. Глава мира дэвов Ангро-Майнью был вначале, видимо, сравнительно мало значившей фигурой маздеистского пантеона – тем более, что с миром дэвов, как упоминалось, ассоциировалась индоарийская ветвь ариев, уже оторвавшаяся от иранцев. Но противопоставление двух ветвей, двух групп божеств и, как следствие, двух их глав (Ахура-Мазды и Ангро-Майнью) существовало. И не только существовало, но и вследствие каких-то неясных пока причин нарастало. Не исключено, что эти причины как раз и были связаны с именем и деятельностью пророка Зороастра, годы жизни которого приходятся, скорее всего, на VIII-VII вв. до н. э. Во всяком случае, первые ахеменидские цари уже должны были быть знакомы с этим учением. И если они по какой-то причине его не приняли, то виной тому, возможно, был консерватизм касты жрецов-магов, предпочитавших новому зороастризму древний маздеизм. Реформы Зороастра, как они запечатлены в Авесте, были достаточно радикальными и уже по одной этой причине могли быть восприняты далеко не всеми и не сразу, особенно если учесть факт существования касты магов, ревниво оберегавших основы маздеизма. Суть нововведений сводилась как к резкому возвеличению Ахура-Мазды за счет всех остальных почитаемых богов и столь же резкому противопоставлению ему злобного Ангро-Майнью, так и к приданию всем древним божественным силам явственного этического акцента, к превращению их в некую абстракцию, символизирующую тот или иной аспект великого блага, абсолютного Добра (или соответственно Зла). Высшая божественная семерка в трактовке Зороастра выглядела не просто как семеро бессмертных святых, божеств (Амеша Спента), но как аллегории благих достоинств Ахура-Мазды, его шесть эманаций2–

1. Благая мысль – Воху-Мана является повелителем коровы, вообще домашнего скота. Воху-Мана был величайшим ахурой, сотворенным ранее всех других Амеша Спента. Через него, как через некий логос (дух), Ахура-Мазда сотворил землю, дал откровение закона Он - привратник неба, который со своего золотого трона встречает освободившуюся после божественного судилища душу. В Авесте Воху Мана предстает в мужском образе. (Благая мысль – это значит не греши на людей, не возводи хулу на Святой дух. Иметь благую мысль – это значит прежде всего иметь веру, не иметь сомнения в высшем Божественном начале, потому что грех сомнения вытекает как раз из осквернения Благой мысли). «Добрая мысль» означала чистоту помыслов в соответствии с божественными законами, активную борьбу со злом, стремление к согласию и миру со всеми людьми. Чтобы служить добру, человек не должен иметь дурных помыслов, зависти, не должен быть корыст­ным и жестоким, должен обуздывать страсти. В мыслях необходимо следовать принципам нравственности. Чистые и справедливые мысли - модели и основа торжества добра в жизни.

2. Истина (лучшая справедливость, лучшая истина, праведность, наилучший распорядок или порядок) – Аша-Вахишта - огонь; «Доброе слово» означало передачу доброй мысли через точно соответствующие ей слова, необходимость следовать своим обеща­ниям, данному слову, поступать честно, соблюдать соглашения, тор­говые договоренности (которые нередко выражались в словах), воз­вращать долги, не лгать, не клеветать, не оскорблять, не унижать человека. Следует делать все, чтобы слово не расходилось с прин­ципами нравственности и поведение соответствовало слову. Принцип Благого Слова реализуется в отказе от лжи и сквернословия. Человеку, ставшему на путь духовного развития, нельзя грешить в словах, оскверняться через слово, нельзя осквернять словом окружающий мир, служить злу словом. Прежде всего, человек не должен лгать, обманывать, искажать действительность сознательно или бессознательно. Ложь – один из самых страшных грехов человечества.

3. Власть (божия) – Хшатра-Ваирьа – металл, камень; Третья заповедь Заратуштры, «доброе дело», означала, прежде всего, соблюдение законов, происходящих от доброго начала, осо­бенно тех законов, которые предписывают трудиться на земле, творить добро, жить своим трудом, созидать, не заражать землю, а орошать и возделывать ее, проводить каналы, выращивать плодовые деревья, полезные растения, заботиться о росте населения, а также о полез­ных животных. Добро в жизни человека не может утвердиться и победить зло без воцарения добра в окружающем человека мире, без защиты природы, очищения среды обитания от зла.

4. Благочестие, смирение – Спэнта-Армаити – земля, богиня земли, жена и дочь Ахура-Мазды, родившая первого человека. Она – мать всех людей, поэтому всегда представлялась в женском обличии;
5. Целостность – Хаурватат – вода, здоровье;
6. Благосостояние и бессмертие – Амэрэтат – растения.

Все эти эманации соответственно связаны с шестью основными первосубстанциями – скот, огонь, металл, земля, вода, растения. Сам Ахура-Мазда возглавлял божественную семерку в качестве святого духа Каждая из эманаций в соответствии со своей функцией, в меру своих возможностей способствовала победе сил света и добра и уничтожению тьмы и зла. Заратуштра проповедовал гармонию трех уровней порядка - ­мирового (космического), социального и индивидуального как со­ставных частей единой мировой гармонии. Исследователи «Авесты» отмечают, что в учении Заратуштры видное место занимали три момента, три принципа: добрая мысль, доброе слово и доброе дело (т.е. добро воплощается в жизни в мыслях человека, в его словах и делах). Соблюдение этого триединого принципа трактовалось как путь к созданию совершенного общества, к «царству божьему».

Вернуться в БОГИ, ДУХИ И СУЩНОСТИ В РАЗЛИЧНЫХ ТРАДИЦИЯХ

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2


@Mail.ru