Знающим людям известно, как в Русской православной церкви относятся к святому Уару, единственному святому, которому можно молиться о некрещеных (от непреклонных аметистов до жертв абортов), самоубийцах, иноверцах: культ святого Уара как бы есть (множится число храмов в его честь, особенно сейчас, когда умирают дети сталинской эпохи, убежденные советские атеисты) и как бы его нет (батюшки спускают на тормозах, даже сам патриарх сказал его почитанию на официальном уровне «нет»).
У такой сумбурности есть аспекты, делающие, на мой взгляд, случай святого Уара интересным: (1) Официальное признание культа Уара обесценивает всю ритуальную церковную практику и так называемое нравственное учение церкви, (2) Уар — настоящий православный святой, которому молятся точно так же, как мастодонтам вроде Николая Чудотворца или Серафима Саровского (только не в храме, а «келейно», дома).
Получается, что не признавать Уара нет причин, а признавать: давать догматическое основание надежды на спасение тех, кто сознательно клал на спасение, по молитвам их верующих близких.
Конечно, это умозрительная тема, и в то же время случай Уара — совершенно особый: он обнажает уязвимость всей этой мощной нравственно-религиозной идеологии, ее внутреннюю безосновательность. Патриарх запретил священникам говорить пастве «нет», хотя им он сказал это «нет», а до паствы это должно доходить, как «да, но ты же меня понимаешь...», или лучше сказать так в качестве обобщающего вывода: похоже, что к Уару в Русской православной церкви шизофреническое отношение В основу молитвы за некрещеных положен случай, происшедший в Оптиной пустыни. Однажды к Оптинскому старцу Леониду (в схиме Льву, скончавшемуся в 1841 году), обратился ученик в неутешном горе о погибшем отце-самоубийце, с вопросом, можно ли молиться за него и как. На что старец ответил: Вручай как себя, так и участь родителя воле Господней, премудрой и всемогущей. Молись Преблагому Создателю, исполняя тем долг любви и обязанности сыновней, по духу добродетельных и мудрых так:
Взыщи, Господи, погибшую душу отца моего: аще возможно есть помилуй! Неисследимы судьбы Твои. Не постави мне во грех сей молитвы моей. Но да будет Святая воля Твоя.
Этой молитвой можно дома молиться о родственниках, самовольно лишивших себя жизни, но учитывая определенную духовную опасность, описанную ранее, для совершения домашней молитвы нужно обязательно взять благословение у священника.
Из святоотеческого наследия известны случаи, когда по усиленной молитве близких облегчалась участь душ самоубийц, но чтобы добиться этого, нужно совершить молитвенный подвиг.
По примеру этой молитвы можно молиться и за некрещеных (отошедших в жизнь вечную непросвященными верою Православной), а также крещенных, но отступивших от веры (отошедших в жизнь вечную в отступлении от Святой Православной Церкви).
В этом наставлении для каждого христианина, находящегося в подобном положении, есть много утешительного, успокаивающего душу в предании себя и покойного воле Божией, всегда благой и премудрой. А то, что некрещеные могут получать некоторое облегчение по молитвам, известно из разговора преподобного Макария Египетского с черепом языческого жреца. Преподобный очень много молился об усопших и поэтому желал знать действие своих молитв. Когда ты молишься за мертвых, отвечал череп, — то мы чувствуем некое утешение. Этот случай вселяет в нас надежду, что наши молитвы о несчастных, умерших некрещеными, принесут и им некое утешение. Не стоит забывать и о таком действенном средстве для облегчения участи умерших, как милостыня, которая в данных случаях приобретает особенное значение.
Великий грех не принять Спасителя и отвергнуть веру Православную, но милостивый Господь позволил одному из Своих святых ходатайствовать перед Ним за души усопших не православных. Святой этот — мученик Уар, принявший смерть за Христа в 307 году. Однажды в видении блаженнои Клеопатре святой сообщил ей, что за ее благодеяния он умолил Бога отпустить грехи всем ее умершим родственникам-язычникам. С тех пор православные христиане обращаются с молитвой к мученику Уару о ходатайстве перед Господом за их родных и близких, умерших не крещенными в веру Православную.
Молитва святому мученику Уару
О, свЯтый мУченице УАре досточУдный, рЕвностью по ВладЫце Христу разжигАем, НебЕснаго ЦарЯ пред мучителем исповЕдал есИ, и о Нем усЕрдно пострадАл есИ, и ныне Церковь почитает тя, Яко прославлЯемаго от Владыки ХристА слАвою Небесною, Иже даровА тебЕ благодАть велИкаго к Нему дерзновЕния, и ныне предстоИши Ему со Ангелы, и в Вышних ликУеши, и зрИши ясно Святую Троицу, и свЕтом БезначАльнаго СиЯния наслаждАешися, воспомянИ и нАших сродников томление, умЕрших в нечЕстии, приИми наше прошЕние, и якоже КлеопАтрин род неверный молитвами Твоими от вЕчных мук свободил еси, тАко воспомяни елицы противобОжне погребЕнныя, умЕршия некрещЕными, потщися испросити Оным от вЕчныя тьмы избавлЕние, да вси едиными усты и единем сердцем восхвАлим ПремилосерднагоТворцА во вЕки веков. Аминь.
___________________________________________________________________________________ Женщина и волчица по сути своей очень похожи. И та и другая - отважны, преданны и заботливы. Si vis pacem para bellum хочешь мира - готовься к войне