Регистрация




Ёлка - Дерево Смерти
Последнее сообщение Ева
18 дек 2019, 16:22

РАСТУЩАЯ ЛУНА В СЕНТЯБРЕ С 29 ЧИСЛА. НОВОЛУНИЕ 28 СЕНТЯБРЯ
Последнее сообщение Ева
25 сен 2019, 09:10

ОТ ПРОКЛЯТИЯ - ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ
Последнее сообщение Ева
31 май 2019, 17:48

ЧИСТКА ЗЕРКАЛ ОТ НЕГАТИВА. Ритуал по отчистки Зеркал
Последнее сообщение Ева
31 май 2019, 17:44

Ритуал от плохих людей на рабочем месте
Последнее сообщение Ева
31 май 2019, 17:41

ЕСЛИ К ВАМ ПЕРЕСТАЛИ ПРИХОДИТЬ ДЕНЬГИ
Последнее сообщение Ева
31 май 2019, 17:27

ПРИВЛЕЧЬ УДАЧУ В ДОМ
Последнее сообщение Ева
31 май 2019, 17:21

Ритуал для устройства на работу.
Последнее сообщение Ева
27 май 2019, 15:18

Защита от Соперницы . Сильный обряд защиты от соперницы на М
Последнее сообщение Ева
24 май 2019, 16:55

Шепоток на примирение на булавку Скоропомощник
Последнее сообщение Ева
24 май 2019, 16:52




гороскоп


Фазы Луны (Москва)




Праздники славян

Языческие праздники

Православные праздники



Важные объявления!

МЫ ТЕПЕРЬ НА
Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку

ТРЕБУЮТСЯ МОДЕРАТОРЫ ЗДЕСЬ!

ОБУЧЕНИЕ viewforum.php?f=1447

ГРУППА ТЕЛЕГРАММ
Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку
контакт
Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку


Прекрасные имена Аллаха

Модератор: Ева

ВЕТЕРАН
Аватар пользователя
Сообщений: 873
Зарегистрирован: 14 окт 2014, 09:41

Прекрасные имена Аллаха

Сообщение akella » 14 окт 2014, 15:11

Прекрасные имена Аллаха


Все имена Всевышнего Аллаха прекрасны:

«У Аллаха самые прекрасные имена. Посему взывайте к Нему посредством их» (Аль-А‘раф, 180). Некоторые из них перечислены в суре «Аль-Хашр»:

«Он — Аллах, и нет божества, кроме Него, Ведающего сокровенное и явное. Он — Милостивый, Милосердный. Он — Аллах, и нет божества, кроме Него, Царя, Святого, Пречистого, Оберегающего, Хранителя, Могущественного, Могучего, Гордого. Пречист Аллах и далек от того, что они приобщают в сотоварищи. Он — Аллах, Творец, Создатель, Дарующий облик. У Него — самые прекрасные имена» (Аль-Хашр, 22-24).

1. Количество Его имен
В «Сахихах» аль-Бухари и Муслима приводится хадис Абу Хурейры о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

لِلَّهِ تِسْعَةٌ وَتِسْعُـونَ اسْمًا ، مِائَةٌ إِلاَّ وَاحِـدًا ، لاَ يَحْفَظُهَا أَحَدٌ إِلاَّ دَخَلَ الْجَنَّةَ ، وَهْوَ وَتْرٌ يُحِبُّ الْوَتْـرَ

«У Аллаха девяносто девять имен, сто без одного, и всякий, кто сосчитает их, войдет в Рай. Поистине, Аллах — Единственный и любит нечетное»[2].

Этот хадис указывает на то, что у Аллаха определенное количество имен, а именно — девя­носто девять. Однако в свете этого возникают сложности в понимании следующего хадиса Ибн Мас‘уда, рассказанного со слов Пророка, да благословит его Аллах и приветствует:

مَا أَصَابَ أَحَداً قَطُّ هَمٌّ وَلاَ حَزَنٌ فَقَالَ : اللَّهُمَّ إِنِّى عَبْدُكَ ، ابْنُ عَبْدِكَ ابْنُ أَمَتِكَ، نَاصِيَتِى بِيَدِكَ ، مَاضٍ فِىَّ حُكْمُكَ ، عَدْلٌ فِىَّ قَضَاؤُكَ ، أَسْأَلُكَ بِكُلِّ اسْمٍ هُوَ لَكَ ، سَمَّيْتَ بِهِ نَفْسَكَ ، أَوْ عَلَّمْتَهُ أَحَداً مِنْ خَلْقِكَ ، أَوْ أَنْزَلْتَهُ فِى كِتَابِكَ ، أَوِ اسْتَأْثَرْتَ بِهِ فِى عِلْمِ الْغَيْبِ عِنْدَكَ ، أَنْ تَجْعَلَ الْقُرْآنَ رَبِيعَ قَلْبِى ، وَنُورَ صَدْرِى ، وَجَلاَءَ حُزْنِى وَذَهَابَ هَمِّى . إِلاَّ أَذْهَبَ اللَّهُ هَمَّهُ وَحُزْنَهُ ، وَأَبْدَلَهُ مَكَانَهُ فَرَجاً

«Если какого-либо раба постигли печаль и тревога, и он сказал: “О Аллах! Я — Твой раб, сын Твоего раба, сын Твоей рабы. Мой чуб — в Твоих руках. Твое решение относительно меня неотвратимо, и справедливо ко мне Твое предопределение. Я прошу Тебя всеми именами, присущими Тебе, которыми Ты назвал Себя, которые Ты ниспослал в Твоем Писании, которым Ты научил кого-либо из Твоих творений или которыми Ты обладаешь в знании сокровенного. Сделай Великий Коран весной моего сердца и светом моей груди. Удали посредством него мою печаль и развей мою тревогу /Аллахумма инни ‘абдука-бну ‘абдика-бну аматика насыйати би-йадика мадын фиййа хукмука ‘адлюн ‘фиййа кадаука, ас’алюка би-кулли-смин хува ляка саммейта бихи нафсака ау ‘алламтаху ахадан мин халькыка ау анзальтаху фи китабика ау-иста’сарта бихи фи ‘илми-ль-гейби ‘индака ан тадж‘ала-ль-кур’ана раби‘а кальби ва нура садри ва джалаа хузни ва захаба хамми”, — то Аллах непременно избавит его от тревоги и скорби, заменив их радостью». Его спросили: «Посланник Аллаха, не выучить ли нам эти слова?» Он ответил: «Конечно, всякому, кто услышит их, следует выучить их»[3].

Восхваляя Пречистого Господа, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил:

‏ لا أُحْصِي ثَنَاءً عَلَيْكَ أَنْتَ كَمَا أَثْنَيْتَ عَلَى نَفْسِكَ

«Не сосчитать мне всей хвалы Тебе. Ты заслуживаешь той хвалы, которой Сам восхваляешь Себя»[4].

Сложность заключается в том, что из данного предания следует, что среди имен Всевышнего Аллаха есть такие, которые Он не ниспослал в Своем Писании, которым Он обучил лишь некоторых из Своих рабов или же не обучил никого. Между тем хадис Абу Хурейры указывает на то, что все девяносто девять имен Аллаха ниспосланы и известны рабам, о чем свидетельствует выражение «…и всякий, кто сосчитает их…» Их нельзя было бы сосчитать, если бы они не были ниспосланы и известны нам. Из всего сказанного следует, что имена, которые известны только Аллаху или некоторым из Его рабов, не относятся к этим девяноста девяти именам.

Таким образом, правильное мнение заключается в том, что имен, которые упомянуты в Писании Аллаха или хадисах Его Посланника, всего девяносто девять, не больше. Это количество подтверждается ясными словами Пророка , да благословит его Аллах и приветствует,: «…и всякий, кто сосчитает их…» Остальные имена нам неизвестны, поскольку они сокрыты в божественном знании Аллаха либо открыты лишь некоторым творениям. В противном случае, какой смысл говорить о существовании девяноста девяти имен Аллаха?!

2. Как определить прекрасные имена Аллаха?
Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил, что мы можем узнать и сосчитать девяносто девять ниспосланных нам имен Всевышнего Аллаха. Но нет ни одного достоверного хадиса, в котором они перечислялись бы одно за другим так, чтобы определение этих имен не вызывало никаких разногласий. Напротив, они разбросаны по Писанию Аллаха и сунне Посланника, да благословит его Аллах и приветствует. В аятах упоминаются одно-два имени или несколько имен. Некоторые аяты завершаются одним или несколькими именами Аллаха. Иногда в аятах перечисляется целый ряд этих имен.

Улемы уделяли внимание не только выделению имен Аллаха из текстов Корана и сунны Его Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, но и разъяснению и толкованию этих имен.

Аль-Куртуби написал книгу «Ма‘ани асма Аллах аль-хусна» («Значения прекрасных имен Аллаха»). Списки имен Аллаха приводили Ибн Джарир ат-Табари, Абу Бакр Ибн аль-‘Араби, Ибн Хаджар аль-‘Аскалани и др. Относительно большинства прекрасных имен Всевышнего Аллаха между учеными нет разногласий, но они разошлись во мнениях относительно немногих из них. Есть имена, которые одни улемы относили к именам Всевышнего, тогда как другие оспаривали подобные суждения[5].

Причина этих разногласий в том, что, по мнению некоторых ученых, всякий эпитет, указывающий на Пречистого Аллаха в Коране, считается Его именем, т.е. Его можно назвать так в любом контексте. Например, Абу Бакр Ибн аль-‘Араби относил к именам Аллаха эпитеты раби‘у саласа (четвертый среди троих), садису хамса (шестой среди пятерых). Он ссылался на слова Всевышнего:

«Разве ты не знаешь, что Аллаху ведомо то, что на небесах, и то, что на земле? Не бывает тайной беседы между тремя, чтобы Он не был четвертым; или между пятью, чтобы Он не был шестым» (Аль-Муджадала, 7).

Он также относил к Его именам слова аль-фа‘ил (действующий) и аз-зари‘ (взращивающий), поскольку в Коране сказано:

«Мы воссоздадим творения подобно тому, как начали творить их в первый раз. Так было обещано Нами. Воистину, Мы сделаем это»

(Аль-Анбийа, 104);

«Видели ли вы то, что сеете?  Вы ли взращиваете это или Мы взращиваем?» (Аль-Ваки‘а, 63-64).

Истина в том, что эти слова не относятся к именам Всевышнего Аллаха, т.е. Его нельзя называть «четвертым среди троих», «шестым среди пятерых», «действующим» и «взращивающим»[6].

В Коране встречаются глаголы, которые характеризуют способность Могучего и Великого Аллаха к справедливому возмездию и воздаянию. В данном контексте они выражают достоинство и совершенство, но производные от них имена не могут быть именами Всевышнего Аллаха. Они могут быть отнесены к Аллаху только в том контексте, в котором они были использованы в аятах:

«Воистину, лицемеры пытаются обмануть Аллаха, но это Он обманывает их» (Ан-Ниса, 142);

«Они (т.е. неверующие) хитрили, и Аллах хитрил» (Аль ‘Имран, 54);

«Они предали забвению Аллаха, и Он предал их забвению» (Ат-Тауба, 67);

«Когда они встречают верующих, то говорят: “Мы уверовали”. Когда же они остаются наедине со своими дьяволами, они говорят: “Воистину, мы с вами. Мы лишь издеваемся”. Аллах издевается над ними»

(Аль-Бакара, 14-15).

Аллаха нельзя называть мухади‘ (обманывающий), макир (хитрящий), наси (забывающий), мустахзи (издевающийся) и другими именами, не приличествующими Ему. Нельзя говорить, что Аллах издевается, обманывает, хитрит или забывает в широком смысле. Те, кто относит эти слова к Его прекрасным именам, допускают большую ошибку. Обман и хитрость в одних случаях заслуживают похвалы, а в других — порицания, и поэтому эти атрибуты можно относить к Аллаху только в узком смысле, когда их нельзя понять как низкое качество. В таком смысле они и использованы в аятах[7].

По этой же причине к именам Аллаха не относятся слова аль-мутакаллим (разговаривающий), аль-мурид (желающий), аль-фа‘ил (действующий), ас-сани‘ (изготовляющий). Эти имена могут относиться и к тому, кто заслуживает похвалы, и к тому, кто заслуживает порицания. Если бы эпитеты аль-макир (хитрящий) или аль-мухади‘ (обманывающий) относились к Аллаху только потому, что они образованы от глаголов, которые описывают Его действия в Коране, то среди Его имен были бы слова ад-да‘и (зовущий), аль-ати (являющийся), аль-джаи (приходящий), аз-захиб (идущий), аль-кадим (приходящий), ан-наси (забывающий), аль-касим (делящий), ас-сахит (негодующий), аль-гадбан (гневающийся), аль-ла‘ин (проклинающий) и др., поскольку соответствующие глаголы описывают действия Аллаха в Коране.

Аллах называет Себя строящим козни, хитрящим и обманывающим только тогда, когда речь идет о наказании тех, кто поступает так, не имея на то никакого права. И если воздая­ние за это засчитывается за хороший поступок даже творению, что тогда можно сказать о Творце?!

Среди имен Всевышнего Аллаха есть такие, которыми Его можно называть только в сочетании с другим именем, имеющим противоположный смысл. При употреблении в отдельности такие имена могут указывать на недостаток, например: Аль-Мани‘ (Лишающий), Ад-Дарр (Вредящий), Аль-Кабид (Удерживающий), Аль-Музилл (Унижающий), Аль-Хафид (Опускающий). Эти имена не употребляются в отношении Аллаха в отдельности. Их обязательно употреблять в сочетании с другим именем, имеющим противоположный смысл, например: Аль-Му‘ти аль-Мани (Одаряющий и Лишающий), Ад-Дарр ан-Нафи‘ (Вредящий и Приносящий пользу), Аль-Кабид аль-Басит (Удерживающий и Одаряющий), Аль-Му‘изз аль-Музилл (Унижающий и Возвеличивающий), Аль-Хафид ар-Рафи‘ (Опускающий и Возвышающий).

То же самое относится к имени Аль-Мунтаким (Отмщающий). Этот атрибут упоминается в Коране только в выражении «способный на возмездие», «способный на отмщение»:

«Аллах — Могущественный, Способный на возмездие» (Аль-Маида, 95) или в узком смысле, когда речь идет о наказании грешников:

«Воистину, Мы отомстим грешникам» (ас-Саджда, 22).

3. Величайшее имя Аллаха
В нескольких хадисах Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, говорится о том, что у Аллаха есть величайшее имя, отличающееся своими особенностями от остальных имен Пречистого и Всевышнего Господа. Вот некоторые из этих хадисов:

1. Передают со слов Бурейды аль-Аслами, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, услышал, как один мужчина сказал: «О Аллах, поистине, я прошу Тебя ради того, что Ты — Аллах, и нет божества, кроме Тебя, Единого, Самодостаточного, Который не родил и не был рожден, Которому нет равных /Аллахумма инни ас’алюка би-аннака анта-Ллаху ля иляха илля анта, аль-ахаду-с-самаду, аль-лязи лям йалид ва лям йуляд ва лям йакун ляху куфуван ахад». Он сказал:

لَقَدْ سَأَلَ اللَّهَ بِاسْمِهِ الأَعْظَمِ الَّذِى إِذَا سُئِلَ بِهِ أَعْطَى وَإِذَا دُعِىَ بِهِ أَجَابَ

«Он обратился к Аллаху посредством Его величайшего имени. Когда Его просят посредством этого имени, Он одаряет, а когда к Нему взывают посредством него, Он отвечает». Хадис передали ат-Тирмизи и Абу Давуд[8].

2. Передают со слов Анаса: «Однажды я сидел рядом с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, в мечети, а один человек совершал намаз и сказал: “О Аллах, я прошу Тебя посредством того, что Тебе надлежит хвала, и нет божества, кроме Тебя, Сострадательного, Щедрого, Первосоздателя небес и земли. О Обладающий величием и великодушием! О Живой! О Вседержитель! Я прошу Тебя /Аллахумма инни ас’алюка би-анна ляка-ль-хамду ля иляха илля анта, аль-ханнану аль-маннану бади‘у-с-самавати ва-ль-арды, йа за-ль-джаляли ва-ль-икрами, йа хаййу йа каййуму ас’алюк”. Тогда Пророк , да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

دَعَا اللَّهَ بِاسْمِهِ الأَعْظَمِ ، الَّذِى إِذَا دُعِىَ بِهِ أَجَابَ ، وَإِذَا سُئِلَ بِهِ أَعْطَى

“Он обратился к Аллаху посредством Его величайшего имени. Когда к Нему взывают посредством этого имени, Он отвечает, а когда Его просят посредством него, Он одаряет”». Хадис передали ат-Тирмизи, Абу Давуд, Ибн Маджа и ад-Дарими[9].

3. В «Сунане» Ибн Маджи приводится рассказ Абу Умамы о том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

اسْمُ اللَّهِ الأَعْظَمُ فِى سُوَرٍ من القُرآنِ ثَلاَثٍ : فِى { الْبَقَرَةِ } وَ { وَآلِ عِمْرَانَ } وَ { وَطَهَ }

«Величайшее имя Аллаха в трех сурах Корана: “Аль-Бакаре”, “Аль ‘Имран” и “Та ха”». Его передали Ибн Маджа, ат-Тахави в книге «Мушкил аль-асар», Ибн Ма‘ин в «Тарихе» и др.[10]

4. Аяты из сур «Аль-Бакара» и «Аль ‘Имран», в которых встречается величайшее имя Аллаха, названы в хадисе, переданном ат-Тирмизи, Абу Давудом, Ибн Маджой и ад-Дарими со слов Асмы бинт Йазид. В нем сообщается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Величайшее имя Аллаха в этих двух аятах: “Ваш Бог — Бог Единственный. Нет божества, кроме Него, Милостивого, Милосердного” (Аль-Бакара, 163) и в начале суры “Аль ‘Имран”: “Алиф. Лам. Мим. Аллах — нет божества, кроме Него, Живого, Вседержителя” (Аль ‘Имран, 1-2)»[11].

Сопоставляя тексты, в которых названо величайшее имя Аллаха, становится ясно, что это имя «Аллах». Это единственное имя, повторяющееся во всех текстах, в которых, по словам Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, было упомянуто величайшее имя нашего Господа.

Это мнение подкрепляется тем, что слово «Аллах» повторяется в Священном Коране 2697 раз (согласно «Словарному указателю»), а слово «Аллахумма» — 5 раз, тогда как другое имя Ар-Рахман (Милостивый) повторяется лишь 57 раз. В пользу этого мнения свидетельствует и тот великий смысл, который несет в себе имя «Аллах».

4. Обязательность веры в имена Аллаха
Праведные предшественники были единодушны относительно обязательности веры во все прекрасные имена Аллаха, и в качества, на которые они указывают, и в деяния, которые связаны с ними. Например, среди имен Аллаха — Аль-Кадир (Всемогущий). Следовательно, обязательно верить в то, что Аллах всемогущ, Его могущество совершенно и всякая вещь является следствием Его могущества.

5. Как может мусульманин сосчитать прекрасные имена[12]
В хадисах содержится призыв к изучению прекрасных имен Аллаха, и тому, кто сосчитает их, обещан Рай. Однако улемы разошлись во мнениях относительно смысла выражения «…и всякий, кто сосчитает их…».

Аль-Хаттаби сообщил, что это выражение допускает несколько толкований.

1. Эти имена нужно перечислять одно за другим, не ограничиваясь некоторыми из них; нужно взывать к Аллаху посредством всех имен, восхваляя Его каждым из них, чтобы оказаться среди тех, кому обещана такая награда.

Этому толкованию отдал предпочтение аль-Бухари. По его мнению, сосчитать имена Аллаха — значит запомнить их, поскольку в одной из версий хадиса сказано: «…и всякий, кто запомнит их…».

2. Сосчитать имена Аллаха — значит отдавать должное каждому из них и поступать в соот­ветствии с ними, т.е. размышлять над их значениями и выполнять вытекающие из них обя­занности. Например, называя имя Ар-Раззак (Наделяющий уделом), молящийся должен быть уверен в том, что получит удел.

3. Сосчитать эти имена — значит понять их смысл полностью.

Существует мнение, что это значит поступать в соответствии с ними. Например, произнося имя Аль-Хаким (Мудрый), нужно подчиниться всем Его велениям и предписанной Им судьбе, признав все это следствием Его мудрости.

Ибн Баттал разъяснил, как нужно поступать в соответствии с именами Аллаха:

1. Если с этих имен можно взять пример, то раб должен стремиться к обладанию соответствующими качествами. Это относится к таким именам, как Ар-Рахим (Милосердный) или Аль-Карим (Великодушный).

2. Если имена относятся только к Аллаху, то раб должен признать их, смириться и не стремиться к обладанию соответствующими качествами. К таким именам относятся Аль-Джаббар (Могучий), Аль-‘Азим (Великий).

3. Имена, указывающие на Его обещание[13], нужно называть с надеждой и чаянием.

4. Имена, указывающие на Его угрозу, нужно называть со страхом и опасением.

Очевидно, сосчитать имена Аллаха — это значит запомнить их и поступать в соответствии с ними, поскольку даже заучивание наизусть Корана не приносит пользы тому, кто не поступает в соответствии с ним. Более того, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил, что среди тех, кто выйдет из религии[14], будут люди, которые будут читать Коран, хотя он не проникнет дальше их глоток[15].

6. Перечисление имен Всевышнего Аллаха
Очевидно, Ибн Хаджар аль-‘Аскалани был близок к истине, когда составил список из девяноста девяти имен Аллаха, взятых только из Священного Корана. Это количество совпадает с тем, которое упомянуто в хадисе Абу Хурейры. Вот эти имена:



1. Аллах (الله)

2. Господь (الرب)

3. Бог (الإله)

4. Единственный (الواحد)

5. Милостивый (الرحمن)

6. Милосердный (الرحيم)

7. Царь (الملك)

8. Святой (القدوس)

9. Пречистый, Дарующий мир и благополучие (السلام)

10. Оберегающий, Дарующий безопасность (المؤمن)

11. Хранитель (المهيمن)

12. Могущественный (العزيز)

13. Могучий, Выправляющий, Подчиняющий (الجبار)

14. Гордый (المتكبر)

15. Творец (الخالق)

16. Создатель (البارئ)

17. Дарующий облик (المصور)

18. Первый (الأول)

19. Последний (الآخر)

20. Высочайший (الظاهر)

21. Ближайший (الباطن)

22. Живой (الحي)

23. Вседержитель (القيوم)

24. Возвышенный (العلي)

25. Великий (العظيم)

26. Принимающий покаяния (التواب)

27. Выдержанный (الحليم)

28. Объемлющий (الواسع)

29. Мудрый (الحكيم)

30. Признательный (الشاكر)

31. Знающий (العليم)

32. Богатый (الغني)

33. Великодушный (الكريم)

34. Снисходительный (العفو)

35. Всемогущий (القدير)

36. Проницательный, Добрый (اللطيف)

37. Ведающий (الخبير)

38. Слышащий (السميع)

39. Видящий (البصير)

40. Господин, Покровитель (المولى)

41. Помощник, Защитник (النصير)

42. Близкий (القريب)

43. Отзывчивый (المجيب)

44. Наблюдающий (الرقيب)

45. Требующий отчета (الحسيب)

46. Всесильный (القوي)

47. Свидетель (الشهيد)

48. Достохвальный (الحميد)

49. Славный (المجيد)

50. Всеобъемлющий (المحيط)

51. Хранитель (الحفيظ)

52. Истинный (الحق)

53. Разъясняющий (المبين)

54. Всепрощающий (الغفار)

55. Всемогущий (القهار)

56. Созидатель (الخلاق)

57. Судия, Раскрывающий, Дарующий победу (الفتاح)

58. Любящий, Любимый (الودود)

59. Прощающий &nbsnbsp;nbsp;p; (الغفور)

60. Сострадательный (الرؤوف)

61. Благодарный (الشكور)

62. Большой (الكبير)

63. Превознесшийся (المتعال)

64. Дарующий пропитание, Наблюдающий (المقيت)

65. Молимый о помощи (المستعان)

66. Дарующий (الوهاب)

67. Радушный, Снисходительный (الحفي)

68. Наследующий (الوارث)

69. Покровитель (الولي)

70. Самодовлеющий (القائم)

71. Могучий, Способный (القادر)

72. Господствующий (الغالب)

73. Одолевающий (القاهر)

74. Добродетельный (البر)

75. Защитник (الحافظ)

76. Единый (الأحد)

77. Самодостаточный (الصمد)

78. Властелин (المليك)

79. Всемогущий (المقتدر)

80. Попечитель и Хранитель (الوكيل)

81. Наставляющий (الهادي)

82. Поручитель (الكفيل)

83. Достаточный (الكافي)

84. Самый великодушный (الأكرم)

85. Всевышний (الأعلى)

86. Наделяющий уделом (الرزاق)

87. Обладающий силой, Крепкий (ذو القوة المتين)

88. Прощающий грехи (غافر الذنب)

89. Принимающий покаяния (قابل التوب)

90. Суровый в наказании (شديد العقاب)

91. Обладающий милостью (ذو الطول)

92. Обладающий возвышенными качествами (رفيع الدرجات)

93. Скорый на расчет (سريع الحساب)

94. Творец небес и земли (فاطر السموات والأرض)

95. Первосоздатель небес и земли (بديع السموات والأرض)

96. Свет небес и земли (نور السموات والأرض)

97. Обладающий властью (ملك الملك)

98-99. Обладающий величием и великодушием (ذو الجلال والإكرام)



7. Особенности прекрасных имен Аллаха
Шейх Хасан аль-Банна в книге «‘Акаид»[16] упомянул о том, что, по мнению некоторых, ка­ждое из имен Всевышнего Аллаха имеет особенности и тайные значения, которые они опи­сывают подробно или вкратце. Некоторые настолько излишествуют в данном вопросе, что переходят все границы дозволенного и полагают, что у каждого имени есть духовный слу­житель, который прислуживает тому, кто часто произносит это имя.

Некоторые считают, что величайшее имя Аллаха — это одна из тайн, которая открывается некоторым людям, и благодаря этому они якобы раскрывают великие секреты, совершают сверхъестественные поступки и обладают способностями, которых нет у остальных людей.

Суждения этих невежд, о которых сообщил шейх аль-Банна, не подтверждаются достоверными текстами из Писания нашего Господа и сунны Его Посланника, да благословит его Аллах и приветствует. Они не заслуживают внимания и не могут служить аргументом, поскольку Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

مَنْ عَمِلَ عَمَلاً لَيْسَ عَلَيْهِ أَمْرُنَا فَهُوَ رَدٌّ

«Если кто-либо совершит поступок, который мы не приказывали совершать, то он будет отвергнут».

Подобные высказывания и заявления являются основаниями для мифов, и люди тратят си­лы и теряют время на неверном пути, ведущем к глубокому заблуждению. Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил нам лишь об одном преимуществе величай­шего имени Аллаха: Он отвечает на мольбу того, кто взывает посредством него, и одаряет того, кто просит посредством него.

8. Польза от знания этих имен
Что же касается истинной пользы, которую приносит мусульманину знание имен и атрибутов Аллаха, то она сводится к следующему:

1. Познание Пречистого и Всевышнего Аллаха. Изучение божественных имен и качеств — важнейший способ познания нашего Господа. Без этого вера в Аллаха остается неясной и не дает благих результатов. Мы уже рассмотрели Его имена и атрибуты подробно, и хвала за это надлежит Ему одному.

2. Восхваление и прославление Аллаха посредством Его имен и качеств. Упоминание их — важнейший способ восхваления и прославления Аллаха, наилучшая форма поминания Его. Поступать так нам приказано в Коране:

«О те, которые уверовали! Поминайте Аллаха многократно» (Аль-Ахзаб, 41).

3. Обращение к Аллаху посредством Его имен и качеств. Всевышний сказал:

«У Аллаха самые прекрасные имена. Посему взывайте к Нему посредством их» (Аль-А‘раф, 180). Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, неоднократно указывал своим сподвижникам, что кто-то из них воззвал к Аллаху посредством Его величайшего имени и что Аллах непременно отвечает на такую мольбу.

4. Увеличение веры. Вера человека обязательно увеличивается, когда он узнает что-то но­вое об Аллахе и Его атрибутах.

5. Ощущение силы и уверенности. Оно возникает, когда человек полагается на Могучего, Могущественного и Всесильного Аллаха.

6. Привязанность души к Аллаху. Кто знает, что Аллах одаряет земным уделом, тот просит у Него пропитание. Кто знает, что Аллах могуч и силен, тот боится Его. Кто знает, что Ал­лах всеведущ, тот всегда помнит о Его присутствии, и т.д.

7. Великая награда, которую человек приобретает благодаря этому знанию. Имена и качест­ва Аллаха — самое славное из того, что человек может изучить, и поэтому изучение их и обучение им других считается наилучшим из занятий.



--------------------------------------------------------------------------------

[1] Именам и атрибутам Аллаха я посвятил отдельную книгу «Асма Аллах ва сифатух фи му‘такад ахль ас-сунна ва-ль-джама‘а». Желающие рассмотреть эту тему подробнее могут обратиться к ней.

[2] Аль-Бухари (6410); Муслим (2677). В таком виде его передал Муслим.

[3] Ахмад (1/391). Ибн Хаджар сообщил, что этот хадис передали Ахмад и Ибн Хиббан. См.: Фатх аль-Бари (11/220).

[4] Муслим (486).

[5] См.: Талхис аль-хабир (4/172).

[6] Ма‘аридж аль-кабул (1/77).

[7] Там же (1/76).

[8] Мишкат аль-масабих (2289). Аль-Албани назвал иснад хадиса достоверным.

[9] Там же (2290). Аль-Албани назвал иснад хадиса достоверным.

[10] См.: Силсила аль-ахадис ас-сахиха (746).

[11] Мишкат аль-масабих (2291).

[12] См.: Ма‘аридж аль-кабул (1/84) и далее.

[13] Здесь имеется в виду обещание о прощении и райском блаженстве. — Прим. переводчика.

[14] Речь идет о хариджитах, последователях религиозно-политического направления, возникшего в период правления халифа ‘Али бин Абу Талиба. Название этого направления произошло от глагола خرج «хараджа», означающего «выходить», «выступать». По мнению Ибн Хаджара, хариджиты были названы так, потому что выступили против религии и против лучших среди мусульман. Их появление было предсказано Пророком Мухаммадом , да благословит его Аллах и приветствует,: «После меня в моей общине появятся люди, которые будут читать Коран, однако он не проникнет дальше их глоток. Они выйдут из религии подобно тому, как стрела выходит из дичи, и больше не вернутся в нее. Они худшие из людей и творений». Хадис передали Муслим и Ибн Маджа со слов Абу Зарра. Хариджиты были первыми, кто стал обвинять мусульман в неверии за совершение больших грехов. Они считали дозволенным вооруженное выступление против мусульманского правителя, разрешали проливать кровь и присваивать имущество мусульман, которые не согласны с ними. Искажая смысл коранических откровений, они оправдывали свои злодеяния и сеяли смуту во многих областях Халифата. Опасные воззрения хариджитов продолжают распространяться и в наше время. См.: Ибн Хаджар А. Указ. соч. Т. 12. С. 354; Ан-Навави. Указ. соч. Т. 4. С. 186. — Прим. переводчика.

[15] Подробно исследовав данный вопрос в книге «Асма Аллах ва сифатух фи му‘такад ахль ас-сунна», мы пришли к заключению, что сосчитать имена Аллаха — это значит запомнить их.

[16] См.: Маджму‘ ар-расаил. С. 444-447. Шейх аль-Банна перечислил эти верования и подверг их критике.
-----------------------
В любых делах при максимуме сложностей
Подход к проблеме все-таки один:
Желанье — это множество возможностей,
А нежеланье — множество причин.
Эдуард Асадов

Вернуться в Теория и общие вопросы

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4


@Mail.ru