Важные объявления! |
---|
МЫ ТЕПЕРЬ НА Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку ТРЕБУЮТСЯ МОДЕРАТОРЫ ЗДЕСЬ! ОБУЧЕНИЕ viewforum.php?f=1447 ГРУППА ТЕЛЕГРАММ Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку контакт Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку
|
ОБРАЩЕНИЯ К БОГАМ В РУНИЧЕСКИХ НАДПИСЯХ (автор А.Платов)
1 сообщение
• Страница 1 из 1
- HERMES HERMESIN
- МАГИСТР
- Сообщений: 4897
- Зарегистрирован: 13 окт 2014, 17:35
- Откуда: ISRAEL
ОБРАЩЕНИЯ К БОГАМ В РУНИЧЕСКИХ НАДПИСЯХ (автор А.Платов)
ОБРАЩЕНИЯ К БОГАМ В РУНИЧЕСКИХ НАДПИСЯХ
(автор А.Платов)
Довольно очевидно, что в Северной Традиции магические и культовые практики разделимы далеко не всегда, а когда и разделимы, то - с большим трудом. Во многом это связано с тем, что само магическое действие рассматривается в Традиции как процесс совокупного воздействия личной Силы мага и Силы божественной (а точнее – просто Силы, в потоке которой работает маг). Соответственно, нет ничего неожиданного в том, что многие текстовые рунические заклинания содержат – в той или иной форме – обращения к богам.
Примера таких обращений встречаются довольно часто. Это надписи на амулете из Квиннебю (Швеция) и на руническом камне из Сёндер Киркебю (Дания), обе датируемые эпохой викингов. Первая из них гласит:
"Здесь вырезал я защиту для тебя, Бюфи […] чтоб ты был уверен. Да закроет молния Бюфи от всякого зла. Да защитит его Тор своим молотом, пришедшим из-за моря. Беги зла! Ничего не добьются от Бюфи. Боги под ним и над ним"
И вторая:
"Сассур поставил этот камень в память об Асгауте, его брате. И [он] умер на Готланде. Да освятит Тор [эти] руны!"
Отметим, что во втором случае – в надписи на камне из Киркебю, которая сама по себе заклинанием не является, – призыв к Тору выделен графически: если остальная надпись выполнена обычными Младшими рунами, то данные три слова (þur : uiki : runaR) переданы отдельно, в виде трех одноставных вязаных рун.
Рассматривая довольно обширный корпус обращений к богам в рунических текстах, можно увидеть достаточно четкую динамику изменения функциональности этих обращений.
Для древнейших памятников характерно обращение как таковое – без формулирования конкретных целей; своего рода – призыв к богам быть рядом, вместе с мастером или владельцем артефакта. Характернейший пример – серебряная с позолотой фибула из Нордендорфа (Германия, VI век), на которой вырезаны две надписи. Первая, длинная, надпись:
a w a l e u b w i n i ẹ
Awa – германское женское имя; Leubwini может быть мужским именем или прозвищем с германскими основами leub «любовь», «любимый», и wini «друг». Возможно, фибула была подарком, предложенным мужчиной женщине.
Вторая, выполненная в три короткие строки, надпись:
l o g a þ o r e
w o d a n
w i g i ð o n a r
Это – имена трех богов.
Logaþore – с очень большой вероятностью одно из имен Локи; дословно может означать «колдун» или «обманщик»; кроме того, это имя звучит очень близко к древнегерманскому варианту Лодур.
Имя Wodan комментариев не требует.
Wigiðonar – двухосновное имя; wigi- трактуют как «благословляющий», Ðonar – вариант имени Тор; т.е. «Тор Благословляющий»,
Итого, перед нами надпись (явно магическая), содержание которой – просто имена триады богов: Локи, Один, Тор. Нет ни просьб о защите или помощи, ни пожеланий об освящении – только обращение как таковое, по большому счету, просто призывающее богов войти в жизнь владельца артефакта.
Лишь немногим моложе гребень из Сетре (Норвегия, конец VI - VII вв.), на котором вырезаны следующие руны:
hAl mAR
mAunA
AlunaAlunanA
Последняя строка трактуется как обращение к богине Нанне: «alu Нанна! alu Нанна!»
Позднее, в эпоху викингов, обращения становятся более «развернутыми». Так, надпись на одной рунической палочке из Бергена читаются как:
heil : seþu : ok : ihuhum : godom
þor : þik : þig : gi : oþin : þik : eihi
"Благопожелание тебе, и будь в добром духе!
Тор да примет тебя,
Один да владеет тобой"
(Отметим, что последняя фраза – Oþin þik eihi! – традиционный боевой клич.)
В это же время возникает и устойчивая формула Þur uiki runaR! («Да освятит Тор [эти] руны!»), которую мы уже видели на руническом камне из Сёндер Киркебю, и которая заканчивает, «закрывает» рунические надписи на многих других памятниках той эпохи. Может вызвать определенное недоумение тот факт, что призыв освятить руны обращен к Тору, а не к Одину, который является «покровителем» рунического Искусства. Однако, необходимо, во-первых, иметь в виду, что ближе к концу эпохи викингов скандинавское язычество претерпевает определенные изменения, в результате которых культ Тора приобретает более масштабный, чем ранее, объединяющий характер (о чем свидетельствует, например, широчайшее распространение нашейных амулетов в виде «молоточков Тора»). А во-вторых, следует вспомнить эпитет Тора, употребленный в нордендорфской надписи, где он назван Wigiðonar, «Тор благословляющий».
В целом для рунических текстов данной эпохи характерны – по контрасту с надписями эпохи классической – обращения к богам с конкретной целью («Да примет тебя Тор!», «Да освятит Тор руны!»), но эти цели не имеют «прикладного оттенка»…
Вместе с тем, в конце данного периода – эпохи викингов – в рунических текстах впервые появляются обращения к богам, содержащие «прикладные» пожелания. Древнейший, насколько мне известно, пример – все тот же амулет из Квиннебю («…Да закроет молния Бюфи от всякого зла. Да защитит его Тор…»). Здесь уже несомненно влияние христианства – не забудем, это конец XI века; земли Скандинавии формально окрещены, – и обращение к богам по структуре своей уже напоминает молитву, резко контрастируя с надписями магов «классической» эпохи, призывавших богов ради богов как таковых…
(автор А.Платов)
Довольно очевидно, что в Северной Традиции магические и культовые практики разделимы далеко не всегда, а когда и разделимы, то - с большим трудом. Во многом это связано с тем, что само магическое действие рассматривается в Традиции как процесс совокупного воздействия личной Силы мага и Силы божественной (а точнее – просто Силы, в потоке которой работает маг). Соответственно, нет ничего неожиданного в том, что многие текстовые рунические заклинания содержат – в той или иной форме – обращения к богам.
Примера таких обращений встречаются довольно часто. Это надписи на амулете из Квиннебю (Швеция) и на руническом камне из Сёндер Киркебю (Дания), обе датируемые эпохой викингов. Первая из них гласит:
"Здесь вырезал я защиту для тебя, Бюфи […] чтоб ты был уверен. Да закроет молния Бюфи от всякого зла. Да защитит его Тор своим молотом, пришедшим из-за моря. Беги зла! Ничего не добьются от Бюфи. Боги под ним и над ним"
И вторая:
"Сассур поставил этот камень в память об Асгауте, его брате. И [он] умер на Готланде. Да освятит Тор [эти] руны!"
Отметим, что во втором случае – в надписи на камне из Киркебю, которая сама по себе заклинанием не является, – призыв к Тору выделен графически: если остальная надпись выполнена обычными Младшими рунами, то данные три слова (þur : uiki : runaR) переданы отдельно, в виде трех одноставных вязаных рун.
Рассматривая довольно обширный корпус обращений к богам в рунических текстах, можно увидеть достаточно четкую динамику изменения функциональности этих обращений.
Для древнейших памятников характерно обращение как таковое – без формулирования конкретных целей; своего рода – призыв к богам быть рядом, вместе с мастером или владельцем артефакта. Характернейший пример – серебряная с позолотой фибула из Нордендорфа (Германия, VI век), на которой вырезаны две надписи. Первая, длинная, надпись:
a w a l e u b w i n i ẹ
Awa – германское женское имя; Leubwini может быть мужским именем или прозвищем с германскими основами leub «любовь», «любимый», и wini «друг». Возможно, фибула была подарком, предложенным мужчиной женщине.
Вторая, выполненная в три короткие строки, надпись:
l o g a þ o r e
w o d a n
w i g i ð o n a r
Это – имена трех богов.
Logaþore – с очень большой вероятностью одно из имен Локи; дословно может означать «колдун» или «обманщик»; кроме того, это имя звучит очень близко к древнегерманскому варианту Лодур.
Имя Wodan комментариев не требует.
Wigiðonar – двухосновное имя; wigi- трактуют как «благословляющий», Ðonar – вариант имени Тор; т.е. «Тор Благословляющий»,
Итого, перед нами надпись (явно магическая), содержание которой – просто имена триады богов: Локи, Один, Тор. Нет ни просьб о защите или помощи, ни пожеланий об освящении – только обращение как таковое, по большому счету, просто призывающее богов войти в жизнь владельца артефакта.
Лишь немногим моложе гребень из Сетре (Норвегия, конец VI - VII вв.), на котором вырезаны следующие руны:
hAl mAR
mAunA
AlunaAlunanA
Последняя строка трактуется как обращение к богине Нанне: «alu Нанна! alu Нанна!»
Позднее, в эпоху викингов, обращения становятся более «развернутыми». Так, надпись на одной рунической палочке из Бергена читаются как:
heil : seþu : ok : ihuhum : godom
þor : þik : þig : gi : oþin : þik : eihi
"Благопожелание тебе, и будь в добром духе!
Тор да примет тебя,
Один да владеет тобой"
(Отметим, что последняя фраза – Oþin þik eihi! – традиционный боевой клич.)
В это же время возникает и устойчивая формула Þur uiki runaR! («Да освятит Тор [эти] руны!»), которую мы уже видели на руническом камне из Сёндер Киркебю, и которая заканчивает, «закрывает» рунические надписи на многих других памятниках той эпохи. Может вызвать определенное недоумение тот факт, что призыв освятить руны обращен к Тору, а не к Одину, который является «покровителем» рунического Искусства. Однако, необходимо, во-первых, иметь в виду, что ближе к концу эпохи викингов скандинавское язычество претерпевает определенные изменения, в результате которых культ Тора приобретает более масштабный, чем ранее, объединяющий характер (о чем свидетельствует, например, широчайшее распространение нашейных амулетов в виде «молоточков Тора»). А во-вторых, следует вспомнить эпитет Тора, употребленный в нордендорфской надписи, где он назван Wigiðonar, «Тор благословляющий».
В целом для рунических текстов данной эпохи характерны – по контрасту с надписями эпохи классической – обращения к богам с конкретной целью («Да примет тебя Тор!», «Да освятит Тор руны!»), но эти цели не имеют «прикладного оттенка»…
Вместе с тем, в конце данного периода – эпохи викингов – в рунических текстах впервые появляются обращения к богам, содержащие «прикладные» пожелания. Древнейший, насколько мне известно, пример – все тот же амулет из Квиннебю («…Да закроет молния Бюфи от всякого зла. Да защитит его Тор…»). Здесь уже несомненно влияние христианства – не забудем, это конец XI века; земли Скандинавии формально окрещены, – и обращение к богам по структуре своей уже напоминает молитву, резко контрастируя с надписями магов «классической» эпохи, призывавших богов ради богов как таковых…
1 сообщение
• Страница 1 из 1
Вернуться в ТЕОРИЯ. ВЕРА. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ.
Кто сейчас на форуме
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2