Регистрация




КАК ПРАВИЛЬНО РАБОТАТЬ СО СТАВАМИ И РУНИЧЕСКИМИ ФОРМУЛАМИ
Последнее сообщение Медея
17 апр 2023, 14:49

АЗЫ РАБОТЫ С РУНАМИ
Последнее сообщение Медея
17 апр 2023, 14:47

К КАКИМ БОГАМ ДЛЯ ЧЕГО ОБРАЩАТЬСЯ (РУНИЧЕСКИЕ БОГИ)
Последнее сообщение Медея
11 янв 2023, 12:29

ЗОВ РУН
Последнее сообщение Медея
15 июл 2022, 17:59

Как стать рунологом?
Последнее сообщение Borga
19 июл 2021, 20:57

Куда, как и чем наносятся руны
Последнее сообщение Borga
18 мар 2021, 09:00

РУНЫ СЛУЧАЯ ИЛИ МАГИЯ НЕПРЕДВИДЕННОГО...
Последнее сообщение МАРИТА
04 окт 2020, 13:48

ЭКЛЕКТИКА В ДЕЙСТВИИ: СИМБИОЗ РУНИЧЕСКОЙ МАГИИ И МАГИИ СИГИЛ
Последнее сообщение МАРИТА
04 окт 2020, 13:40

Нейтрализация подкладов с помощью рун
Последнее сообщение Borga
11 фев 2020, 21:36

Порча рунами: последствия
Последнее сообщение Borga
06 фев 2020, 12:51




гороскоп


Фазы Луны (Москва)




Праздники славян

Языческие праздники

Православные праздники



Важные объявления!

МЫ ТЕПЕРЬ НА
Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку

ТРЕБУЮТСЯ МОДЕРАТОРЫ ЗДЕСЬ!

ОБУЧЕНИЕ viewforum.php?f=1447

ГРУППА ТЕЛЕГРАММ
Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку
контакт
Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку


ОБРАЩЕНИЯ К БОГАМ В РУНИЧЕСКИХ НАДПИСЯХ (автор А.Платов)

МАГИСТР
Аватар пользователя
Сообщений: 4897
Зарегистрирован: 13 окт 2014, 17:35
Откуда: ISRAEL

ОБРАЩЕНИЯ К БОГАМ В РУНИЧЕСКИХ НАДПИСЯХ (автор А.Платов)

Сообщение HERMES HERMESIN » 23 мар 2018, 00:53

ОБРАЩЕНИЯ К БОГАМ В РУНИЧЕСКИХ НАДПИСЯХ
(автор А.Платов)

Довольно очевидно, что в Северной Традиции магические и культовые практики разделимы далеко не всегда, а когда и разделимы, то - с большим трудом. Во многом это связано с тем, что само магическое действие рассматривается в Традиции как процесс совокупного воздействия личной Силы мага и Силы божественной (а точнее – просто Силы, в потоке которой работает маг). Соответственно, нет ничего неожиданного в том, что многие текстовые рунические заклинания содержат – в той или иной форме – обращения к богам.

Примера таких обращений встречаются довольно часто. Это надписи на амулете из Квиннебю (Швеция) и на руническом камне из Сёндер Киркебю (Дания), обе датируемые эпохой викингов. Первая из них гласит:

"Здесь вырезал я защиту для тебя, Бюфи […] чтоб ты был уверен. Да закроет молния Бюфи от всякого зла. Да защитит его Тор своим молотом, пришедшим из-за моря. Беги зла! Ничего не добьются от Бюфи. Боги под ним и над ним"

И вторая:

"Сассур поставил этот камень в память об Асгауте, его брате. И [он] умер на Готланде. Да освятит Тор [эти] руны!"

Отметим, что во втором случае – в надписи на камне из Киркебю, которая сама по себе заклинанием не является, – призыв к Тору выделен графически: если остальная надпись выполнена обычными Младшими рунами, то данные три слова (þur : uiki : runaR) переданы отдельно, в виде трех одноставных вязаных рун.

Рассматривая довольно обширный корпус обращений к богам в рунических текстах, можно увидеть достаточно четкую динамику изменения функциональности этих обращений.

Для древнейших памятников характерно обращение как таковое – без формулирования конкретных целей; своего рода – призыв к богам быть рядом, вместе с мастером или владельцем артефакта. Характернейший пример – серебряная с позолотой фибула из Нордендорфа (Германия, VI век), на которой вырезаны две надписи. Первая, длинная, надпись:

a w a l e u b w i n i ẹ

Awa – германское женское имя; Leubwini может быть мужским именем или прозвищем с германскими основами leub «любовь», «любимый», и wini «друг». Возможно, фибула была подарком, предложенным мужчиной женщине.
Вторая, выполненная в три короткие строки, надпись:

l o g a þ o r e
w o d a n
w i g i ð o n a r

Это – имена трех богов.
Logaþore – с очень большой вероятностью одно из имен Локи; дословно может означать «колдун» или «обманщик»; кроме того, это имя звучит очень близко к древнегерманскому варианту Лодур.
Имя Wodan комментариев не требует.
Wigiðonar – двухосновное имя; wigi- трактуют как «благословляющий», Ðonar – вариант имени Тор; т.е. «Тор Благословляющий»,
Итого, перед нами надпись (явно магическая), содержание которой – просто имена триады богов: Локи, Один, Тор. Нет ни просьб о защите или помощи, ни пожеланий об освящении – только обращение как таковое, по большому счету, просто призывающее богов войти в жизнь владельца артефакта.

Лишь немногим моложе гребень из Сетре (Норвегия, конец VI - VII вв.), на котором вырезаны следующие руны:

hAl mAR
mAunA
AlunaAlunanA

Последняя строка трактуется как обращение к богине Нанне: «alu Нанна! alu Нанна!»

Позднее, в эпоху викингов, обращения становятся более «развернутыми». Так, надпись на одной рунической палочке из Бергена читаются как:

heil : seþu : ok : ihuhum : godom
þor : þik : þig : gi : oþin : þik : eihi

"Благопожелание тебе, и будь в добром духе!
Тор да примет тебя,
Один да владеет тобой"

(Отметим, что последняя фраза – Oþin þik eihi! – традиционный боевой клич.)

В это же время возникает и устойчивая формула Þur uiki runaR! («Да освятит Тор [эти] руны!»), которую мы уже видели на руническом камне из Сёндер Киркебю, и которая заканчивает, «закрывает» рунические надписи на многих других памятниках той эпохи. Может вызвать определенное недоумение тот факт, что призыв освятить руны обращен к Тору, а не к Одину, который является «покровителем» рунического Искусства. Однако, необходимо, во-первых, иметь в виду, что ближе к концу эпохи викингов скандинавское язычество претерпевает определенные изменения, в результате которых культ Тора приобретает более масштабный, чем ранее, объединяющий характер (о чем свидетельствует, например, широчайшее распространение нашейных амулетов в виде «молоточков Тора»). А во-вторых, следует вспомнить эпитет Тора, употребленный в нордендорфской надписи, где он назван Wigiðonar, «Тор благословляющий».

В целом для рунических текстов данной эпохи характерны – по контрасту с надписями эпохи классической – обращения к богам с конкретной целью («Да примет тебя Тор!», «Да освятит Тор руны!»), но эти цели не имеют «прикладного оттенка»…

Вместе с тем, в конце данного периода – эпохи викингов – в рунических текстах впервые появляются обращения к богам, содержащие «прикладные» пожелания. Древнейший, насколько мне известно, пример – все тот же амулет из Квиннебю («…Да закроет молния Бюфи от всякого зла. Да защитит его Тор…»). Здесь уже несомненно влияние христианства – не забудем, это конец XI века; земли Скандинавии формально окрещены, – и обращение к богам по структуре своей уже напоминает молитву, резко контрастируя с надписями магов «классической» эпохи, призывавших богов ради богов как таковых…

Вернуться в ТЕОРИЯ. ВЕРА. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ.

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2


@Mail.ru