Регистрация




Духи славян и их разновидности
Последнее сообщение МАРИТА
08 ноя 2017, 23:40

Берегиня
Последнее сообщение МАРИТА
17 дек 2016, 19:13

Огневица
Последнее сообщение МАРИТА
29 ноя 2016, 14:48

Полуверец, полуверок
Последнее сообщение МАРИТА
21 ноя 2016, 21:00

Грифон
Последнее сообщение МАРИТА
10 ноя 2016, 16:31

Симуран
Последнее сообщение МАРИТА
10 ноя 2016, 16:20

Лизун
Последнее сообщение МАРИТА
09 ноя 2016, 15:43

Анчутка
Последнее сообщение СЕНАМИРА
08 ноя 2016, 22:14

кикимора
Последнее сообщение МАРИТА
08 ноя 2016, 03:40

Чёрт
Последнее сообщение МАРИТА
08 ноя 2016, 01:54




гороскоп


Фазы Луны (Москва)




Праздники славян

Языческие праздники

Православные праздники



Важные объявления!
Поздравляем
Марушка
Марушка
СИЛЬФ
СИЛЬФ
ivanenokEl
ivanenokEl


МЫ ТЕПЕРЬ НА
Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку

ТРЕБУЮТСЯ МОДЕРАТОРЫ ЗДЕСЬ!

ОБУЧЕНИЕ viewforum.php?f=1447

ГРУППА ТЕЛЕГРАММ
Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку
контакт
Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку


ГУМЕННИК ИЛИ ОВИННИК

СОЗДАТЕЛЬ
Аватар пользователя
Сообщений: 11302
Зарегистрирован: 09 фев 2015, 18:20

ГУМЕННИК ИЛИ ОВИННИК

Сообщение МАРИТА » 21 апр 2016, 16:51

Овинник (Гуменник) в славянской мифологии

ОвинникОвинник или Гуменник — дух, который живёт в овине и на гумне. Овин — хозяйственная постройка, в которой сушат снопы перед молотьбой. Гумно — место, предназначенное для молотьбы, веяния и хранения зерна.

Другие названия Овинника — Подовинник, Овинный, Жихарь, Подовинушко, Овинный батюшка, Овиннушко и так далее. Имена духу овина и гумна всегда давали ласковые, чтобы ничем его не рассердить и не прогневать. Дух следит за тем, чтобы снопы и зерно сушились и хранились правильно. Он оберегает хлеб от всякой напасти и беды, а сам овин от пожара. Поэтому Овинника зачастую задабривали различными способами, приносили угощения, чествовали в праздники.

Овинник является одним из духов, которые, по поверьям древних славян, живут рядом с человеком и во всём ему помогают. Духами, если можно так сказать, собратьями Гуменника являются - Домовой, Дворовой, Банник. В древности этих духов воспринимали, как помощников, а следовательно — добрых духов. Однако, всё же, стоит отметить, что всегда существовали особые наставления и предостережения насчёт овинников и ему подобных духов. Таких духов нельзя обижать, оскорблять и относиться к ним неуважительно. Зачастую различные беды, которые случались в доме, в овине, в бане и других домовых владениях людей, связывали с тем, что дух места за что-то прогневался на людей.

Особое отношение к Овиннику было ещё и по той причине, что в овинах разжигали огонь (для сушки). Огонь по соседству с легковоспламеняющимися материалами (солома, дерево, сухая трава) по недосмотру людей мог очень легко подпалить и сам овин, и постройки по соседству. Славяне верили, что Овинник, которому воздаются все почести, не даст разгореться пожару. Из-за того, что по осени овины горели часто, видимо, и пристало к этому духу прозвище самого злого и лютого духа среди всех домашних духов, которого сложно ублажить и который обладает скверным характером.

В различных областях нашей страны, образ Овинника отражается в народной мифологии по-разному. Сложно сказать, какие из них относятся к дохристианским временам, а какие появились совсем недавно. Сохранились поверья, судя по которым, Овинник может предстать в виде огромного чёрного кота с горящими глазами. В Смоленской области Овинник показывается в виде барана. А вот в Костромской области Овинник принимает вид покойника, то есть является духом некогда жившего человека. Стоит отметить, что именно последнее представление, скорее всего, является наиболее древним, относящимся к языческим временам Древней Руси, когда домовые, банники, овинники, лешие и другие, были не просто непонятными существами, которые неизвестно откуда взялись и как попали в наш мир, а самыми настоящими душами предков. Именно в этих поверьях мы можем наглядно увидеть то самое изначальное представление о душах предков, которые присматривают за нами с того света (ангелы-хранители), помогают нам и в лесу и в хозяйстве.

В древнерусских летописях есть такие упоминания: «и огневи молятся под овином», «и огневи молятся, зовут его Сварожичем», «кто под овином молится или во ржи» . Здесь мы видим, что в древности Овинник, вероятно, почитался гораздо сильнее, чем мы можем себе представить. Огонь в овине мог представляться славянам священным. Овинник был каким-то образом связан с богом Сварогом, так как заведовал огнём-Сварожичем, поэтому почитался особенным образом. О том, что Овинник связан с богом Сварогом говорит и то, что овин и Овинника во времена двоеверия чествовали в день Кузьмы и Демьяна — 14 ноября. Кузьма и Демьян в эпоху двоеверия переняли на себя образ древнеславянского бога Сварога. Произошло это по созвучию: Сварог — бог-кузнец и Кузьмадемьян (Кузьма и Демьян) показались славянам второго тысячелетия нашей эры очень похожими по звучанию. 14 ноября ходили поздравлять Овинника с праздником, приносили кашу, различные угощения и подарки.
Изображение
Жду тьмы прихода,полная луна
бросает тайны тень, и я посмею
проклятые промолвить имена...

Вернуться в ДУХИ И МИФИЧЕСКИЕ СУЩЕСТВА СЛАВЯН

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


@Mail.ru