Регистрация




Духи славян и их разновидности
Последнее сообщение МАРИТА
08 ноя 2017, 23:40

Берегиня
Последнее сообщение МАРИТА
17 дек 2016, 19:13

Огневица
Последнее сообщение МАРИТА
29 ноя 2016, 14:48

Полуверец, полуверок
Последнее сообщение МАРИТА
21 ноя 2016, 21:00

Грифон
Последнее сообщение МАРИТА
10 ноя 2016, 16:31

Симуран
Последнее сообщение МАРИТА
10 ноя 2016, 16:20

Лизун
Последнее сообщение МАРИТА
09 ноя 2016, 15:43

Анчутка
Последнее сообщение СЕНАМИРА
08 ноя 2016, 22:14

кикимора
Последнее сообщение МАРИТА
08 ноя 2016, 03:40

Чёрт
Последнее сообщение МАРИТА
08 ноя 2016, 01:54




гороскоп


Фазы Луны (Москва)




Праздники славян

Языческие праздники

Православные праздники



Важные объявления!
Поздравляем
Марушка
Марушка
СИЛЬФ
СИЛЬФ
ivanenokEl
ivanenokEl


МЫ ТЕПЕРЬ НА
Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку

ТРЕБУЮТСЯ МОДЕРАТОРЫ ЗДЕСЬ!

ОБУЧЕНИЕ viewforum.php?f=1447

ГРУППА ТЕЛЕГРАММ
Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку
контакт
Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку


Чёрт в малорусской демонологии. Разновидности

СОЗДАТЕЛЬ
Аватар пользователя
Сообщений: 11302
Зарегистрирован: 09 фев 2015, 18:20

Чёрт в малорусской демонологии. Разновидности

Сообщение МАРИТА » 28 окт 2016, 21:31

Первоначальное происхождение, дальнейшее размножение, наружность, превращения. Умственные способности, изобретения и договоры, жилища и собственность, охрана кладов. Разновидности чертей: домовые, лешие, водяные и огненные змеи.
По материалам печатных изданий 1899г.

Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку

Хотя произнесение имени черта считается неприличным в Малороссии и произносится крестьянами всегда с предварительным извинением, тем не менее как в печатных этнографических материалах, так и в устах народа у черта очень много названий. Во-первых, его называют, между прочим, сатана, бис, той, рябый. Во-вторых, он известен еще под именами: сатанаил, сатанюка, идол, извир, фион, ирод, змий, демон, дявол, дябел, чертяка, чорный, проклятый, лукавый, нечистый, нечистая сила, несвидомый дух, куцый.

Первоначальное происхождение фантастического существа, известного под такими названиями, можно проследить в наше время, приняв в соображение следующие данные. У австралийских дикарей души умерших, лишенных погребения, обращаются в ингов — духов, похожих на людей, но с длинными острыми ушами и хвостами. По новозеландским понятиям, души умерших идут в леса, становятся злыми духами и вредят даже своим близким. Китайцы, индокитайцы и индийцы боятся душ непогребенных, прокаженных, чумных, умерших насильственною смертью и от родов. Бывали случаи самоубийств и убийств с целью мстить врагам посмерти в качестве злого духа. У классических народов также души, лишенные погребения, делались злыми духами — лары. У малороссиян утопленники, тела которых не преданы земле, обращаются в водяных. В чертей же обращаются и дети, убитые матерями при рождении.

Подобные факты дали основание утверждать специалистам, что тень умершего — первичный тип сверхъестественного существа — духи-души, генеалогия которых со временем утратилась, и что понятие о человеческой душе послужило типом, по которому складывались понятия и о прочих духовных существах.

Впоследствии размножение нечистых происходит трояким путем: захватом детей, браком с женщинами и между собой. Черти захватывают проклятых матерью детей; могут они хватать и не проклятых в виде вихря, как видно из следующего народного рассказа, записанного в с. Литвяках от Н. Кедевой. «На поли жалы чоловик та жинка, а выхорь схватывсь, по долу котывся, як ухопытъ дытыну — та вгору. Бижать ти люды, кричать: «Рятуйте, рятуйте! Выхор дытыну вхопыв». Давай воны пашнею махать навхрест. Нечыстый той як з пивверсты нис дытыну, потим ныже, ныже. Спустыв. Через недилю померло».

Черти подменивают также детей на своих подкидышей, которыми признаются дети, страдающие английской болезнью. Лютер, признав мальчика в Дессау таким подкидышем, советовал его бросить в реку. В предупреждение подобных подменов почти повсеместно возле роженицы ставят горящую свечу. Что касается до сношений с женщинами, то черти являются к девицам в виде парней, между прочим, и для того, чтобы жениться. В народном рассказе, записанном мною в Лубенском уезде, девка, только споткнувшись и упавши, заметила, что жених ее черт, и отказала ему. Во многих народных рассказах Лубенского уезда черт также является к неутешной вдове под видом покойного мужа.

Наши народные рассказы не дают никаких подробностей о связи дьяволов с женщинами, по согласным же показаниям ведьм всех стран Западной Европы, проявления нежности дьявола холодные, ледяные. Тем не менее, от дьявола рождаются дети.

Так, в 1743 г. В Киеве была убита бабами несчастная новорожденная девочка, как «бесище». Что в народе существует и представление о размножении чертей посредством браков в их среде, доказывается поверьями о том, что метель и вихорь — бесовские свадьбы, и о рождении чертенят, о принятии последних сельскою повитухою, получающею за то полотно, которое не убывает, покуда не будет развернут весь кусок; также многими вариантами сказки о чертовой матери, изображаемой обыкновенной малорусской бабусей, чуждой, как вообще вся женская половина, нечистой силы, каких бы то нибыло демонических свойств.

У немецкого черта есть еще бабушка; о таковой малороссам ничего не известно. Черти не только рождаются и живут, но и умирают. Их едят волки, стреляют охотники, в том числе знаменитый Семен Палий застрелил однажды черта. Их убивает молния и сжигает солнце. Не одной только слабостью своей природы схож украинский черт с древних пастушеских и сельским богом Паном, а и наружностью: рогами, козлиными ногами в шерсти, хвостом.

Пальцы у черта кривые. Эта наружность часто изменяется, смотря по обстоятельствам, из прихоти и по необходимости. Часто является он в виде барашка, белого барашка, овцы, барана. У французских крестьян черт также появляется белым ягненком, который может опрокинуть в воду подошедшего неосторожно, или черным, хромым. Сжалившись, крестьянин берет последнего на плечо и несет. Ягненок делается тяжелее и тяжелее, вдруг с хохотом объявляет, что он дьявол, и убегает. Кроме того, черт превращается еще в козленка и коня, в каком виде представляли его и малорусские писатели Гоголь и Стороженко, а также в белую собаку, черного петуха, белого петуха, ворона.

Черт превращается во всевозможные человеческие образы: грудного ребенка.
В народных же рассказах Лубенского уезда черт часто является в виде мальчика с большими сверкающими глазами, также «хлопця такого, як орап». В таком же виде встречается он в сборниках сказок Рудченка и Афанасьева. Часто встречается дьявол и в виде парня, ухаживающего за девушками.

В другом народном рассказе Лубенского уезда черт в виде товарища крестьянина, шедшего жать очерет, завел того далеко в болото. Черт, служащий работником у хозяев,— любимая тема народных рассказов. Здесь производит он чудеса: в одно мгновение скашивает целые поля пшеницы, перевозит и вымолачивает заразом скирды. В сказках Афанасьева он служит рабочим у горшечника. Он отслуживает у бедняка за похищенный последний кусок хлеба. Та же тема переработана Манжурой в сочинении «Як черт шматочок хлиба одслужував». Она же введена в нравоучительную комедию графа Л. Н. Толстого «Первый винокур».
Иногда черт появляется еще в сказках священником, панычом, паном, сходно с западноевропейскими представлениями — кавалером с огненным пером.

Таковы внешние особенности малорусского дьявола; качества же его ума представляются народному воображению в следующих чертах. В большинстве рассказов черт изображается глупцом; его проводит наймит, бьет мирошник, бьет и обманывает баба. Черт в состоянии отгадать, на чем едет крестьянин, въезжающий на поле верхом на жене. Черт вообще подчиняется бабе. Она мучит, бьет, щипает чертей, стрижет, обварив голову кипятком, больно бреет. Сказки о недогадливости черта известны в славянском, немецком фольклоре и у валлонов, где черт получает при испольной работе на свою долю листья моркови, солому, как и в сказках Рудченка. На основании таких данных и малорусские писатели сделали невыгодное заключение об умственных способностях чертей: Иващенко говорит, что черт вообще не очень страшен, является простаком и попадает в сети. Горленко также объясняет, что черти в малорусских сказках изображаются в виде куцых в комическом виде. Чубинский замечает, что черт скорее комическое, чем грозное существо. Богданович в «Заметках о Полтавской губернии», называет его шутом. Почти такого же мнения был и покойный Костомаров. Черт — сомнительный изобретатель и техник. Его изобретения как-то не закончены. Он сделал воз, но не мог догадаться, как его вывезти из мастерской. Он же изобрел мельницу, но не мог ее достроить.

В другом виде, впрочем, представляет последнее изобретение народный рассказ, записанный в с. Хитцах Лубенского уезда: «Зробыв хозяин млын зовсим и молоть став, так тилькы сыдыть, из мирны жменею насыпа пид камень. Прыходыть до его черт: «Здоров!» «Здоров». «Шо ты робыш?» «Мелю, насыпаю зерно». «Шо ты мени дасы, як я так зроблю, шо само зерно бигтыме?» «Шо ты схочеш?» «Я схочу, шо як насыпать у мирку, та шо розсыплется, то мое». «Ни, я так не обищаю, а то ты нарошне пидчепыш; а то, шо хазяин украде або мирошнык». И так вин зробыв ему киш и корычче, и стало падать зерно пид каминь» (от И. Нагорянского). Этот рассказ вводит нас в мало разработанную народным воображением сферу договоров с дьяволом. Известно только, что условие заключается на перекрестке кровью из мизинца контрагента. Такой прием употреблялся обвиняемыми: Ильей Човпилой, «записавшимся кровью своею князю бесовскому и всем бесом на службу с душею и телом на тридесять лет», и Иваном Роботой, отступившим от Бога и предавшим себя демону. При всей краткости малорусских сведений о договоре с чертями, заметно, однако, что здесь дьявол представляется далеко не тем блестящим юристом, знатоком теории договоров ... Каким он является на Западе.

Более изобретательности обнаруживает дьявол в распространении зла, как видно из следующих устных и печатных источников: черт, научив человека музыке, при этом калечит его; крадет деньги у купца, который вешается; сжигает пасечника в курене; отуманивает человека так, что тот режет жену вместо овцы. Черти, явясь на досвитки под видом парней, отрезывают головы девушкам и вешают за косы на колья.
Чертям приписывается изобретение водки и табака.
Изображение
Жду тьмы прихода,полная луна
бросает тайны тень, и я посмею
проклятые промолвить имена...

Вернуться в ДУХИ И МИФИЧЕСКИЕ СУЩЕСТВА СЛАВЯН

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


@Mail.ru