Регистрация




ФАМИЛЬЯРЫ – КТО ЭТО?
Последнее сообщение Медея
17 янв 2024, 13:21

КРАСОТУ ВЕРНУТЬ (чистка после порчи на внешность)
Последнее сообщение Медея
02 окт 2023, 13:20

СНЯТЬ ПОРЧУ
Последнее сообщение МАРИТА
11 июн 2021, 11:41

Пробуждение магической силы.
Последнее сообщение МАРИТА
18 янв 2020, 16:06

Вызов Могущественных Мёртвых
Последнее сообщение МАРИТА
12 ноя 2019, 19:50

Викканский ритуал с черной и белой свечой.
Последнее сообщение Borga
16 окт 2019, 16:54

Бог и Богиня. (викка)
Последнее сообщение Borga
26 сен 2019, 09:08

Магические круги
Последнее сообщение Borga
31 авг 2019, 22:26

Заклинание, предотвращающее психическое нападение
Последнее сообщение Borga
02 авг 2019, 11:22

Будьте ведьмой каждый день...
Последнее сообщение Borga
06 июл 2019, 16:03




гороскоп


Фазы Луны (Москва)




Праздники славян

Языческие праздники

Православные праздники



Важные объявления!

МЫ ТЕПЕРЬ НА
Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку

ТРЕБУЮТСЯ МОДЕРАТОРЫ ЗДЕСЬ!

ОБУЧЕНИЕ viewforum.php?f=1447

ГРУППА ТЕЛЕГРАММ
Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку
контакт
Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку


КЕЛЬТСКИЕ ОГАМЫ

СОЗДАТЕЛЬ
Аватар пользователя
Сообщений: 11302
Зарегистрирован: 09 фев 2015, 18:20

КЕЛЬТСКИЕ ОГАМЫ

Сообщение МАРИТА » 26 май 2018, 02:39

Огамом называют древний алфавит бардов, получивший распространение в Ирландии и на западе древней Британии. Этот вид письменности, очевидно, восходит к такому далекому прошлому, как 2200-е гг. до н. э., о чем нельзя сказать со всей определенностью. Поводом для такого датирования послужили насечки на меловых плитках, обнаруженных Александром Кейллером при раскопках поблизости Виндмилл Хилл в Южной Англии. Из земли было извлечено семнадцать таких предметов, покрытых загадочными надписями в виде царапин и закорючек, которые были истолкованы как ранняя форма огама. С этим мнением согласны далеко не все криптологи. Специалист по огамам, профессор университета Беркли (Калифорния, США) Брендан О'Хейр считает, что самые ранние надписи огамическими знаками можно приблизительно отнести ко второму веку н. э. Но каково бы ни было их происхождение, сегодня известны сотни древних надписей огамическими знаками: на скалах, отдельных камнях, крестах, поделках художников, а также в рукописях. В 1940-х годах Р. А. С. Макалистер опубликовал 385 надписей, известных на Британских островах. Большая часть из них, т. е. 85 процентов, ирландского происхождения, при этом 52 процента найдены в графствах Корк и Керри. Остальные надписи, главным образом, из Шотландии и Уэльса, хотя в Англии и на материковой Европе также было обнаружено несколько образцов. Несмотря на то что больше всего уцелевших надписей — это эпитафии на надгробных памятниках, состоящие только лишь из имени умершего, нет никакого сомнения в том, что огам был сопряжен с элементами магии. Когда в Ирландии были введены латинский алфавит и руническое письмо, они стали использоваться для эпитафий и употребление огама стало эпизодическим. Конечно встречаются надписи, где огам и латиница сосуществуют, но с воцарением латинской азбуки применение огама было ограничено узкой сферой ритуальных таинств и магии, где он сохранился и по сей день.

Деревья считаются той мистической основой, на которой возник огам. Основным источником информации по традиционному огаму является рукопись пятнадцатого столетия, Книга Баллимот, где в разделе “Ogaim na nGadhel” подробно излагается история возникновения ирландского огама. .В виде вопросов и ответов, метода, обычного для процесса обучения, в отрывке говорится:

“Откуда и с каких времен, от кою и по какой причине возник огам? Ответ: “Место это называется остров Тиберния, где мы, скотты, обитаем. А произошло это во времена Брисса, сына Элатана, короля всей Ирландии, Создателем стал Огма из ирландского рода Мак-Элатан: он был сыном Дилблаза и братом Брисса; Брисс, Огма и Дилблаз — все трое были сыновьями Элатана, а он был сыном Дцлблаза”.

Как видим, изобретателем огама оказывается один из трех братьев, и это не случайно, так как скандинавский Один восстанавливает триадический порядок бытия со своими братьями Вили и Вэ, что в целом характерно для нордического миропонимания. Книга Баллимот продолжает:

“Именно Огма, очень искусный в знании языков и в поэзии, был изобретателем огамов; они предназначаются для записей тайных речей, понятных только знающим и хранимых в секрете от бедняков и простых людей...

Огамом эту письменность назвал сам Огма. Слово “огам” происходит от “gbuaim” или “guaim”, то есть мудрость, посредством которой барды приобретают способность сочинительства, потому что ирландские барды произносят свои стихи при посредстве ею ветвей. Первый стих, написанный огамом, называется “Soim”. Он был написан на бересте и отдан Лугху, сыну Этлема...”

В современном ирландском языке слово “огхам” понимают как древний алфавит, а родственное ему гаэльское слово “огхум” относится к понятию “оккультные науки”. Именем Огмхиос ирландцы называют месяц летнего солнцестояния июнь, потому что имя Огма ассоциируется с древнекельтским богом солнца.

Нет сомнения, что в те далекие времена умение писать знаками огам считалось таким же необходимым, как и умение правителя руководить своими подданными. Например, Мак-Лонан, вождь ирландских бардов, умерший в 1918 г., оставил следующие строки:

Корнак из Кашеля и рать его;
Им упокорен Мунстер, да здравствует во славе он;
У короля крепости Биклийской в почете
Грамотность и деревья.

Огам не имеет сходства с каким-либо другим европейским или ближневосточным алфавитом. Вместо раздельного написания знаков, начертания разлагаются вдоль линии. Это своего рода “коньковый брус со стропилами”, или “стержневая линия”, которую называют “друим”. Все написанные знаки прикрепляются к этой линии сверху, снизу или пересекая ее. Как правило, знаки огам записывались по вертикали снизу вверх. В случаях горизонтального письма, как на некоторых археологических находках, верхняя сторона друима считается левой, а нижняя — правой. Таким образом, можно условно сказать, что огам пишется слева направо. Когда встречаются надписи на вертикально поставленных каменных плитах, то здесь знаки вписаны между плоскими поверхностями по срезу, то есть по ребру. Гласные знаки отмечались на твердых материалах в виде углублений или точек.

Подобно другим алфавитам, огам имеет свой специфический порядок. Его фактическая систематизация не похожа ни на какой другой. На сегодняшний день имеется пять основных классификационных единиц огама. В каждой из них по пять букв, что в итоге составляет 25. Однако есть предположение, что изначально существовало только четыре такие пятерки, т. е. 20 знаков. Об этом ясно говорится в Книге Баллимот, где на вопрос: “Как и на какие части делится огам?” дается такой ответ: “На четыре: В со своей пятеркой; Н со своей пятеркой; М со своей пятеркой; и А со своей пятеркой”. Пятая подгруппа, по-видимому, была более поздним добавлением к алфавиту огам и состояла из дифтонгов. Книга Баллимот приводит объяснение основных форм огама и производных от них:

Откуда же взяты образы и имена, изъясняемые буквами В, L и N? Они родом от веточек и ветвей дуба: ветви подсказали мысли, которые они выразили в звуках. От ствола дерева, как от самой благородной ею части, было образовано семь главных образцов— семь гласных: А, О; U, Е, I, ЕА, OL. а затем было образовано три прочих, каковые прибавили в помощь семи первым по разные стороны линии: UI, IA, АЕ... Ветви дерева служат образцом для всех веточек и ответвлении огамической линии, каковая господствует над всем. Племя В, происшедшее от березы и ее сына ясеня, есть главное племя; из него был сформирован самый первый алфавит; I — от Ауис, то есть рябины лесной; F — от Фэарн, то есть ольхи, пригодной для щитов; S— от Саил, то есть серебристой ивы; N — от Нин, то есть ясеня, пригодного для боевых копий; h — от Хуат, то есть боярышника, дерева или куста коварного и колючего; D — от Дyp, то есть судьбоносною дуба; Т— от Тайн, то есть кипариса, или от бузины; С — от Колл, то есть орешника; Q— от то есть яблони, либо от осины или рябины; М — от Медью, то есть изящной виноградной лозы; Q — от Кверт, то есть плюща; NG — от Нгетал или Гилках, то есть тростника; S Т или Z — от Драйгхеан, то есть терна; R— от Грейф (в тексте название дерева отсутствует); А — от Эльм, то есть ели пушистой; О — от Он, то есть ракитника или утесника обыкновенного; U — от уп , то есть вереска болотного; Е— от Эдаз, то есть тополя осинообразною; I — от ида или Иода, то есть тисового дерева; ЕА— от Эабхаз, то есть осинового дерева; ОI — от Ойр, то есть бересклета европейского; UI — от Винлеан, то есть жимолости; IO — от Ифин, то есть крыжовника; АЕ — от Аманколь, то есть колдовского орешника; АЕ— это также Огама Пина, т. е. божественная сосна лесная, послужившая прообразом четырех “Ифинс”, то есть виноградника; таким образом, #, согласно роду ее, составляет имя этой ветви .

В настоящее время те, кто занимается огамической магией, в большинстве своем понимают Tinne как падуб, а не как кипарис. Однако падуб по-ирландски называется Краобх Кхуилинн, Craobh Chuilinn, что послужило названием для буквы Cuileann. Также и в гаэльском алфавите, где эта буква является 16-й и последней, она имеет недвусмысленное название Teine, что по-гаэльски значит “огонь”.

Современная и наиболее широко принятая интерпретация значений и особенностей знаков огама почерпнута из книги “Огигия”, написанной в семнадцатом столетии ирландским бардом Родериком О'Флаэрти. Он заявляет, что его сведения получены от Дуальда МакФирбиса, потомственного барда из клана О'Бриэнсов. Некоторые специалисты по огамической письменности (в частности, Р. А. С. Макалистер ) , высказывают мнение, что характеристики огамических букв, почерпнутые у Р. О'Флаэрти и прочих, имеют мало общего с их “подлинными” значениями и на самом деле представляют собой более поздние измышления. Конечно, для ученых, стремящихся отыскать самые ранние значения алфавитов, это небезразлично. Но даже если такая точка зрения на самом деле верна (что никоим образом не доказуемо), то это еще не предлог отказываться от современного предсказательного использования букв огама. Не стоит попадать в ловушку распространенных мнений о том, что чем древнее система, тем она “чище”. Это всего лишь фундаментализм — ничем не обоснованная убежденность в том, что современный мир есть не более чем выродившееся отражение былого золотого века, Все в нашем мире должно развиваться — из века в век, сохраняя свою гармонию с веяниями времени. То, что не развивается, в конце концов становится ненужным, устаревает и пропадает. Изучая прошлое, мы не должны забывать, что оно хранит в себе не только истины, но и ошибки, а просвещенные люди современности, используя алфавиты, могут приблизить нас к пониманию таинств прорицаний так же успешно, как многие из древних адептов.

Бард О'Флаэрти перечисляет буквы огама, сопровождая их названиями: В — Бойбель, L — Лоз; F(V) — Форан; N — Нэягадон; S — Салия; Н — Юирия; D — Дайбайз; Т — Тейльмон; С — Каой; СС — Чаилен; М — Моирия; G — Газ; Ng — Нгаймар; Y — Ида; R — Рюбен; А — Акай; О— Осэ; U — Ура; Б — Эсу; I — Яихим. Как альтернативный вариант, в книге Льюиса Спенса “Тайны Британии”, вышедшей в 1928 г., приведены две другие версии этого алфавита. Однако алфавиты Спенса не имеют ничего общего с огамом; скорее всего, это средневековые магические алфавиты Бобилет и Бет-Луис-Нион, содержащие в своей основе древнекельтский алфавитный порядок.

В наше время огамы традиционно считаются реликтами древней друидической традиции, которая передавалась из уст в уста и в таком виде дошла до самого О'Флаэрти, Когда же наступила эпоха христианства, а вместе с ним и латинского алфавита, огамы стали применять только для прорицаний, а не как средство письменности. В подтверждение этого мне ния можно привести слова современного ирландского языка с корнем “рун”. Все они представляют собой названия профессий, связанных с писанием: например, “runai” — секретарь; “runcleireac” — личный секретарь. Корень “рун” обозначает руны — систему письменности, применявшуюся тысячу лет тому, когда норманны основали г. Дублин. Уже в то время огамы не применялись в качестве повседневной письменности.
Изображение
Жду тьмы прихода,полная луна
бросает тайны тень, и я посмею
проклятые промолвить имена...

СОЗДАТЕЛЬ
Аватар пользователя
Сообщений: 11302
Зарегистрирован: 09 фев 2015, 18:20

КЕЛЬТСКИЕ ОГАМЫ

Сообщение МАРИТА » 26 май 2018, 02:41

Огам, применяемый в настоящее время в магии и гаданиях, подобно гаэльскому алфавиту, обладает стандартизованными названиями букв, в основу которых положены архаические названия деревьев, В современном применении первым деревом-буквой в огамном ряду стоит береза (Betula pendula). Эта буква огама называется Beth и произносится на современном ирландском языке как Beith, а на валлийском — Bedw. Она обозначает звук “b”. Beth соответствует второй букве гаэльского алфавита Beath, которая, подобно своему огамическому аналогу, символизирует это белое дерево очищения, посвященное Великой Богине-Матери. Во всех отношениях береза — это дерево-пионер. Она первой колонизировала безлесые пустоши, оставленные отступившими ледниками в конце последнего оледенения. Каждый год она первой среди летнезеленых деревьев леса распускает весеннюю листву. В странах Скандинавии появление первых березовых листьев служит приметой для начала сева яровой пшеницы. В ирландской огамической традиции береза считается первым растением, предоставившим древесину для записи огамичес-кого текста. Соответственно этой легенде она считается первейшим крестьянским деревом, носителем священного белого цвета.

Beth — это название одного из “огамовых” месяцев, которых в году насчитывается 13. Этот реликтовый тринадцатимесячный год — след древнего способа отсчета месяцев по фазам Луны, которые складывались в год, отсчитываемый по солнцестояниям. По современному календарю месяц Beth начинается 24-го декабря и длится по 20-е января. Таким образом, этот месяц начинается сразу после зимнего солнцестояния в современном понимании, в день древнего праздника середины зимы — времени очищения и обновления. В кельтской символике, шапки из березы ассоциируются с умершими. Это очень древняя традиция. Когда в Хогдорфе, поблизости от Штутгарта (юго-западная Германия) было раскопано захоронение кельтского вождя, датируемое шестым столетием до н. э,, на голове погребенного была обнаружена коническая шапка очень тонкой работы из березовой коры. Старая английская баллада “The Wife of the Usher's Well” также упоминает березовые шапки трех мертвых сыновей героини.

По эзотерической ирландской нумерологии этой букве соответствует число пять. Одна из систем счета в этой нумерологии имеет числовые значения для 17-ти огамических 5укв. По другой системе, известной как Ogham Cousaine, где огамический алфавит составлен только из согласных и без длиной гласной, числовые значения приписываются двенадцати из тринадцати букв. Другими атрибутами Beth являются per березы, ban (белый), а из царства птиц — besan (фазан), “наилучшая птица среди летающих”. Символически л магически береза и, соответственно, буква Beth фигурируют в качестве зашиты против всех несчастий, физических и духовных. С ее помощью можно противостоять неважному году дел и избавиться от них, положив начало новому циклу, не отягощенному недоделками, отсрочками или незавершенностью предыдущего предприятия.

Второй буквой в огамическом ряду стоит Luis, обозначаощий звук L и рябину (Sorbus acuparia, на современном ирландском caorthann, валлийском criafol). По традиции рябина считается магическим деревом; англичане называют ее (горным ясенем”, “лучезарным деревом” и “деревом жизни”. Это второе крестьянское дерево, краса лесов и живых изгородей. Буква Luis имеет свою параллель в девятой магической букве гаэльского алфавита, которая также называется Люис.

Она служит защитой от психического нападения и развивает способность к восприятию и предвидению. При гаданиях эта буква может предупреждать о том, что кто-то стал объектом вмешательства на психическом уровне; она также указывает на то, что при соответствующих мерах предосторожности этот человек не пострадает от попытки вмешательства. По деревенским поверьям, рябина, посаженная у входной двери, охраняет дом от злых духов, темных сил и порчи. Вот что говорится в традиционном шотландском напеве:

Rowan tree and red threid
Gar the witches tyne their speed

В переводе с шотландского это звучит приблизительно так:

Рябина и красная нитка,
Ведьмам палка в колесо.

В этом позднесредневековом стишке слово “ведьмы” относится ко всем вредоносным силам, а не к адептам древнего язычества или современной организации “Викка”, которая продолжает его традиции. В прошлом священные рябиновые рощи росли на неприкосновенных местах святилищ, поскольку рябина давала магическую защиту и способствовала предсказаниям. Одна из известных рябиновых рощ сохранилась на священном острове Рюген, в Балтийском море; Джон Лайтфут в своей книге “Flora Scotica”, вышедшей в свет в 1777 г., отметил, что в окрестностях шотландских каменных крутой преобладают рябиновые деревья. Рябиновым прутьям и кнутам также приписывают особое магическое свойство; в свое время извозчики имели обыкновение усмирять ими “заколдованных” лошадей. Также считалось, что рябина обладает сродством с металлами, и ее применяли в качестве “волшебной лозы” в поисках сокровищ.

Буква Luis также олицетворяет собой Lachu — утку, которая плавает в половодье над местом своего гнездования. В кельтском язычестве к утке относились как к священной птице, находящейся под покровительством речных богинь. Секвана, богиня реки Сены во Франции, изображалась в виде скользящей по воде баржи с утиным носом; изображения уток имеются в некоторых древних ирландских рукописях, а также на крестах и надгробных памятниках. В прежние времена утку подавали к столу вместе с желе из ягод рябины.

Букве Luis эзотерически принадлежит число 14. Ее месяц по кельтскому древесному календарю охватывает период от 21 января по 17 февраля. Это период религиозного праздника Сретенья, отмечаемого 1—2 февраля процессией вокруг храма или мессой с зажженными свечами. Этот праздник знаменует “пробужденье года”: дни заметно удлиняются после самой длинной ночи середины зимы, а надежда на приход весны становится реальнее. Цветовым атрибутом Luis служат серые оттенки, смесь белого и черного, света и тьмы, напоминающие цвет серого неба в эту пору года. В Книге Баллимот имеется другая метафора буквы L : “Восторг очей, вот она Luisiu”. Здесь ее цвет — это цвет пламени, ярко-красный, сияющий (совр. ирл. “Luisne”). Эта буква обладает большой лагической силой; ее применяют для развития ясновидения и защиты от наветов.

Третья буква огама — Fearn. Она передает звук Ф и ассоциируется с черной ольхой (Alnus glutinosa, совр. ирл. fearnog и валлийское gwernen). Как правило, она соответствует шестой букве гаэльского алфавита Феарн, которая также обозначает ольху черную или ольху клейкую. Но с этим деревом в гаэльском алфавите также ассоциируется буква R (Ruis). В британской мифологии ольха как священное дерево олицетворяет собой обожествленного кельтского короля Брага; его пророческую голову после бальзамирования пронесли по всей Британии, а затем навсегда захоронили на Брин Гвин, Белой Горе Тринованция — теперь там находится Нормандская Белая Башня Лондонского Тауэра. Роберт Грейвс утверждал, что верхушка ольхи — это “поющая голова” Брана. Эту “голову” можно увидеть зимой, когда на ольхе нет листьев, а только черные шишки и готовые распуститься следующей весной сережки, окрашивающие ее густую крону в пурпурный цвет.

Буква Fearn связана с духом по имени “Fear Dearg” (англизированное Far Darring), “Рыжий Человек” (ирландское слово fear или fir переводится как человек). Согласно легенде, “рыжие люди” пользуются доброй славой; они помогают людям возвращаться с того света. Но, как и многие другие ирландские эльфы, рыжий гном также и проказник. Зимой, в поисках тепла, он может появиться у домашнего очага, и кто неосмотрительно прогонит его, тому удачи не видать. Эзотерическое числовое значение буквы Fearn равно 8 — согласно кельтской нумерологии, это число человека. Название Fearn родственно слову fearsad (т. е. “ствол”, “ось”, “локтевая кость” или “узкий морской пролив”), В своем первом значении (ствол или столб) эта буква служит напоминанием об ольховых сваях, которые традиционно применялись по всей Европе для закладки оснований под здания на топких местностях. Такое применение ольховой древесины известно везде, так как для этих целей она пригодна лучше всего. На осиновых сваях держатся фундаменты таких городов, как Венеция и Роттердам, кафедральных соборов наподобие Винчестерского, водяных мельниц и пристаней на островах Шотландии и Ирландии. Кроме того, эта древесина применялась для изготовления более мелких вещей — молочной тары и других емкостей для сыроделания, а также деревянных башмаков. Это дерево также связано с производством мечей. Оружейники ценили ольховую древесину за самый лучший уголь для расплавки металла, а в более поздние времена — для производства пороха. “Песнь Лесных Деревьев” описывает ольху как “истинную боевую ведьму древесного рода, дерево, самое горячее в битве”. Эта предводительница, вторая по значению в племени деревьев, в ирландской традиции считается обладательницей цвета fliann, кроваво-красного или ярко-малинового. Подобно тисовому дереву, ольха — “дерево кровоточащее”. Из-за этого, по народному поверью, рубить это священное дерево считалось кощунством, способным навлечь пожар на жилище того, кто его срубил. В индустриальную эпоху ольху применяли для покраски тканей. Дерево ценили за три вида краски, которые можно было изготовить из его различных частей: красную из коры, коричневую из веток, а из его цветов — зеленую. Его краски служили основой для создания образцов древних цветных шотландских пледов, которые в настоящее время приняли форму известных нам тартанов.

Fearn — это огненное дерево, применявшееся с целью освобождения земли от воды. Ольха в традиционном строительстве шла на изготовление свай, и в этом смысле это буква-мост, соединяющая нижнее подземное царство с надземным царством воздуха. Существует и другая символическая параллель: месяц Fearn (18 марта — 14 апреля) служит мостком между темной и светлой половинами года. Пора цветения ольхи приходится где-то на начало этого месяца осеннего равноденствия. Орнитологически этой букве сопутствует чайка, faelinn. Морские ведьмы, вызывая ветер, имитируют крики чаек; таким же образом можно использовать осиновое дерево, изготовив из него волшебный свисток, который тоже способен призывать ветер. В магическом смысле начертание этой буквы лучше всего служит целям личной защиты в конфликтных ситуациях и освобождению от любых наветов.

Следующая буква и следующее дерево — это Saille; ее фонетическое значение “S”, ее дерево — белая ива (Salix alba, совр. ирландское saileach, валлийское nelygen). Это дерево, чья узкая крона отливает серебристо-серым цветом, зависит от колебаний лунного притяжения и укореняется в воде. Saille соответствует 15-й букве шотландско-гаэльского алфавита, Suil. В ирландском языке это название родственно слову saill, что значит “тучный”, что напоминает нам о том, что месяц угой буквы начинается 15 апреля и заканчивается 12 мая. На это весеннее время приходится майский праздник костров (Бельтан). Орнитологическое соответствие этой буквы — Seg, сокол, о чем упоминает бард Амергин в одном из своих стихов, посвященных этому месяцу: “Я сокол с утеса”. Saille — это буква-связной, символ текучести воды; она находится в гармонии с ходом событий, что особенно заметно на примере фаз Луны. С помощью этой буквы устанавливают время приливов и отливов, а в народной медицине составляют средства от болезней, вызванных сыростью. При гаданиях эта буква сильнее ночью, чем днем, за исключением случаев, когда Луна видна в дневное время. Ее сила колеблется в соответствии с циклами лунных фаз. Так как ивняковые побеги по своей природе гибкие и податливые, им отдают предпочтение при изготовлении корзин. В строительстве ива использовалась для закрепления камышовых и соломенных снопиков на крышах, а при возведении глинобитных стен ее мелкие прутики служили в качестве связывающих прибавок. Эзотерически такая выдающаяся податливость демонстрирует гармоническую уживаемость Saille с условиями окружающей среды. Ива — третье крестьянское дерево, а ее цвет — sodath (т. е. “блестящий” или “яркий”). В балладе “Песнь лесных деревьев” сказано: “Не жгите иву, дерево святое у поэтов”. В числовом значении буква равна 16.

Nuin или Nion, пятая буква огамического алфавита; она обозначает звук N. Этой букве соответствует первое среди полководческих деревьев — ясень черный (Fraxinus excelsior, по-валлийски onnen, а на современном ирландском — fuinnseog). Nuin соответствует 11-й букве шотландско-гаэльского алфавита Nuin, а их значения тождественны. Nion — это третий месяц кельтского календаря, от 18 февраля по 17 марта, время, когда набухают первые почки на деревьях и пробивается первая трава. Ясень — это дерево возрождения и обновления; это связь того, что вверху, с тем, что внизу; это символ связи мира духовного с миром материальным. Это коридор между внутренним миром и миром внешним. По древнескандинавской мифологии, именно под ясенем Иггдра силем находится космическая соединительная ось, связывающая три мира — подземный, срединный и верхний. Это место, где три норны ткут судьбы людей. Гроздья ясеневых плодов, подобные связкам ключей, подразумевают силу, способную приоткрыть дверь в будущее. Но подобно тому, как семена пускают ростки только лишь на второй год после падания на почву, так и раскрытие будущего может потребовать длительного времени. Цвет, ассоциируемый с Nion, — ясный, а ее эзотерический цифровой эквивалент — 13. Ее орнитологическим атрибутом является naeseu, бекас.

Шестая буква огама — это Huath, иногда упоминаемая как Uath. Ее фонетическое значение — звук “h”. Huath — это дерево богини плотской любви, боярышник колючий и круглолистый (Craetegus monogyna, на современном ирландском — sceach gheal, по-валлийски ysbyddaden или draenenwen). Другое название боярышника — “майское дерево”, потому что месяц Huath длится от середины веселого месяца мая, то есть от 13 мая до 9 июня. В огаме эту букву называют “ужасной”, что служит напоминанием о “злой ведьме”, или разрушительном аспекте Трехликой Богини. Вот почему принести цветы “майского дерева” в дом в народе считалось плохой приметой: это к несчастью. Корона убитого короля Ричарда III была найдена в 1485 г. при Босуорт Филд на кусте боярышника. Это дерево в народе всегда считали “заколдованным”, и всякому, кто достаточно безрассуден, чтобы посягнуть на него, не миновать злой участи. В Ирландии повсеместно верили, что виновный в уничтожении священного “seog” будет наказан. В подтверждение этой веры еще свежо преданиe об уничтожении боярышника при прокладке дороги к злополучному заводу “De Lore” в Северной Ирландии. Катастрофическое крушение этого предприятия местные жители связали со злой судьбой, накликанной вырубкой боярышника. Смерть детей или падеж скота, потеря накопленных денег — удел тех, у кого хватило дерзости уничтожить этот колючий кустарник. Священные “майские деревья” были занесены в реестр сэром Воганом Корнишем в его труде “Священные деревья боярышника на Британских островах”; многие из них, к сожалению, не дожили до наших дней. И все же, то ли в силу обычая, то ли из должного уважения к святому боярышнику, к его ветвям привязывают полоски материи, явно напоминающие приношения Богине. С приходом христианства этот обычай был включен в культ святой Моники. Новое имя затмило языческую богиню древесного пантеона. Буква Huath — магическая защитница от всех зол; она привлекает силы потустороннего мира. Орнитологическое соответствие Huath — это hadaig, или “ворона, которая каркает по ночам”. Боярышник считается четвертым крестьянским деревом; его цвет huath, то есть “ужасный”, а в более осовремененной интерпретации — багровый, запретный цвет ведьмовского аспекта Богини. Будучи буквой устрашающих сил Иного Мира, она не обладает эзотерическим числом и не имеет параллели в гаэльском алфавите.

Duir, дуб обыкновенный или черешчатый (Quercus robur, современное ирландское dair и валлийское derwen), — седьмое священное древо огам. Эта буква является прямым аналогом четвертой буквы гаэльского алфавита. Фонетически она передает звук “D”. В духовной традиции всех народов Европы дуб считался самым могущественным деревом и был посвящен главному европейскому богу неба, известному под именами Зевса, Юпитера, .Тараниса, Дагды, Перуна, Зунора, Зора и множеством других. В этом аспекте название буквы родственно ирландским словам со значением “твердый”, “неуступчивый”, “стойкий” и “тайный”. Дуир считается третьим благородным или полководческим деревом, цвет которого dubh — черный. Во времена друидов дуб произрастал в священных рощах. Для друидов каждая часть дуба была священной: ветви, веточки, листья и желуди имели ритуальное значение. Священный месяц буквы дуир, эзотерически понимаемый как “врата года”, приходится на время летнего солнцестояния — между 10 июня и 7 июля. Интересно отметить, что слово Duir похоже на слова, которые обозначают “врата” во многих европейских языках: ирландское “doras”; английское “door”; греческое “thura”; немецкое “Tuer” и т. п. Скандинавским эквивалентом буквы Duir является руна “Dag”, поскольку их значения тождественны. Duir отметет середину лета, переходный момент, когда самый длинный день свидетельствует о том, что световое время начинает сокращаться, и знаменует собой неизбежное наступление осени и зимы. Это один из важнейших поворотных пунктов года; другим таким пунктом является зимнее солнцестояние. На празднике середины лета выполнялся ритуал жертвоприношения Дубового Короля, также символически обозначаемый буквой Duir (позднее этот праздник вошел в христианский календарь как день усекновения главы Иоанна Крестителя). Дубовый Король, согласно обычаям того времени, сжигался живьем во время летнего солнцестояния, а его место занимал непорочный наместник трона. Орнитологически этой букве сопутствует droen, королек — самая маленькая из обитаюших в Северной Европе птиц и заодно самая священная птица у друидов. Магически эта буква есть важный источник силы. Ее можно использовать в качестве “двери” к приобретению внутреннего опыта и знаний. Согласно поверьям, именно эта буква дает возможность видеть невидимое и становиться невидимым; она дает разрешение на вход тем, кто должен войти, и исключает тех, кого нельзя впускать. Неким магическим способом она может приобщить нас к предметам, обладающим великой силой, в настоящий момент недоступных зрению, — таким, как колоды мореного дуба, что лежат на дне торфяников в Ирландии и болот Восточной Англии. Нумерологически согласная буква Duir обладает числом 12.

Восьмая буква в огамическом ряду называется Tinne; ее фонетическое значение — “Т”. Обычно эту букву ассоциируют с падубом остролистым (Ilex aquifolium), хотя Книга Валлимот приводит альтернативные названия растений. Среди них упоминаются кипарис (Cypressus sempervirens) и рябина обыкновенная (Sorbus acuparia). Так как рябина отождествляется с буквой Luis (caorthanii), то большинство адептов предпочитают иметь дело с падубом. При этом падуб на современном ирландском языке — это cuileann, что родственно валлийскому celyn. Что касается магического названия данной буквы, то здесь прослеживается родство с ирландскими словами tine (огонь) и teann (сильный или отважный). Как раз в значении “огненная”, tine, эта буква аналогична 16-й букве шотландско-гаэльского алфавита Teinne. Магически Tinne приносит силу и власть, но в разумных пределах. Это начертание имеет ярковыраженную мужскую направленность и специфически покровительствует отцовству и способности душ к последующему новому рождению. Орнитологически буква представлена truith, скворцом, — птицей, склонной сбиваться в огромные стаи. Падуб — пятое крестьянское дерево, его цвет — tennen, т. е. серо-зеленый или темно-серый. Этой согласной букве приписывается эзотерическое числовое значение 11.

Девятой буквой в древесно-буквенном ряду считается Coll; ее фонетическое значение — звук “К” или твердый “О”. Буква Coll символизирует лещину (Corylus avellana), четвертое полководческое дерево. Древнее название буквы Coll тождественно ее названию в современном ирландском языке; по-валлийски она — collen. В гаэльском алфавите — эта буква называется Caltuinn, третья в ряду, также связанная с лещиной. Месяц буквы начинается 5 августа и заканчивается 1 сентября. В нумерологии бардов Coll имеет магическое значение числа 9, то есть “силы трех, взятой трижды”, и в этом обнаруживается ее родство с гаэльской параллелью Caltuinn — третьей в алфавитном ряду. По народному поверью, лещина начинает плодоносить только на девятый год.

Орешнику приписывают свойство обнаруживать скрытые предметы. А белые орешниковые жезлы в языческие времена служили друидам символом, удостоверяющим их сословие и способность быть оратором. Во времена викингов орешниковыми кольями столбили “the hoslur” — “орешниковое поле”, на котором проводились заранее условленные сраженья. И площадки для поединков (holmganga), и поля официальных полномасштабных сражений между армиями обозначались частоколом из орешника, который обводил их магической чертой, обособляя от мира обыденной жизни. На войне орешник использовался в качестве магической защиты. Одна древняя ирландская легенда повествует о “старом орешнике, роняющем капли”. Согласно легенде, это магическое дерево источало яд и, когда Мак-Кумхейлл изготовил из него щит, то входившие из него ядовитые газы убивали врагов. Существуют также древнее выражение “щит Фиона” — поэтическая метафора, обозначающая магическую защиту. Она связана с так называемыми luaithrindi — своеобразными переплетающимися узорами на одеждах кельтских воинов, которые создавали полную иллюзию завязанных узлов. Кроме того, щит Фиона” — это сатирическое стихотворение, способное навлечь проклятие на объект сатиры.

Средневековый текст, известный под заглавием “Книга о святом Альбане”, повествует о магическом способе обнаружения чего-либо невидимого при помощи “волшебной лозы” длиной около 9 футов со вставленной в нее зеленой веткой орешника. Такая лещиновая палка, раздвоенная на конце, была традиционным средством поиска подземных вод до тех пор, пока в недавние годы ее не вытеснила металлическая рамка. Здесь магический орешник получает еще одно значение — “обнаруживатель”. Его цвет — cron, т. е. ореховый ; тем же самым словом ирландцы называют журавля.

Quert, дикая яблоня (Malus sylvestris), — это десятая буква огама и последняя во второй группе. Ее фонетическое значение — звук “Qu”. Quert — это магическое название седьмого крестьянского дерева; в Ирландии его называют abale, а в Уэльсе — afal. Эта буква не имеет аналога в гаэльском алфавите. В европейской символике яблоня считается деревом возрождения и вечной жизни. Греки оставили нам в наследство предания о золотых яблоках Гесперид, скандинавы — о богине Идуне и яблоках бессмертия, а кельтский эпос приводит нас на остров Авалон, где король Артур залечивал раны после своей последней битвы. Таким образом, Quert олицетворяет собой вечную жизнь. Пять лепестков цветка яблони, как и пять гнездышек для семян внутри ее плода, — это пять черточек слева от стебля главной линии огама. Дерево дикой яблони, в отличие от ее окультуренных сортов, имеет колючки. Это делает Quert деревом защиты, подобным терновнику и боярышнику. Цвет Quert определяется по-разному: то как цвет зеленых яблок, то как мышиный, quiar. Птица, связанная с этой буквой, — курица. По-ирландски она называется тем же словом, что и одна из разновидностей коричневого цвета — querc.

Muin или Min — одиннадцатое “дерево” огама. Она обозначает звук “М”. Эту букву обычно сопровождает виноградная лоза (Vitis alba). Тем не менее по-ирландски виноград называется finium. Виноград не является исконным растением Британских островов; он вполне мог быть завезен сюда кельтами из материковой Европы. Слово “muine” на ирландском, языке обозначает любые колючие заросли, и на основании этого можно предположить, что связь этой буквы с виноградной лозой определилась в последующем историческом развитии. Как воплощение колючих зарослей, Muin стоит ближе к дереву, чем к лозе , и считается пятым полководческим деревом. То же самое значение имеет десятая буква гаэльского алфавита, которая тоже называется Muin. Месяц густых колючих зарослей длится со 2 по 29 сентября, включая день осеннего равноденствия. Эту букву сопровождает синица, mintan, — птица, предпочитающая селиться в непроходимых зарослях. Нумерологически она соответствует числу шесть. В магическом аспекте буква выражает способность охватывать широкое пространство и собирать вместе все то, в чем возникает необходимость. Оказавшись собранным, все это подвергается усвоению и ведет к духовному развитию.

Gort, 12-я буква огама, обозначает звук “G”. В современном толковании связей между огамом и деревьями эта буква ассоциируется с местным вьющимся растением — плющом (Hedera helix), особенно в период его цветения. На валлийском языке это “дерево” называют eiddew, а на современном ирландском это eadhnean. Но само слово gort по-ирландски обозначает “вспаханное поле”, а не плющ. Gort почти буквально совпадает с “Gart”, седьмой буквой гаэльского алфавита, обозначающей звук: “G”; а слово “Gart” обозначает “сад” или “виноградник”. Будучи буквой цветения, Gort, выпавшая во время гадания, символизирует “вторую жатву” (т. е. сбор фруктов) или период, когда она происходит (с 30 сентября по 27 октября). Поскольку название этой буквы также родственно ирландскому gorta (голод или острая нехватка чего-либо), то в неблагоприятной позиции при гаданиях буква Gort может указывать на скудость, неспособность вспаханного поля обеспечить ожидаемый урожай. Gort ассоциируется с голубым цветом, gorni, а ее птицей является лебедь-шипун, geis. Нумерологически ей принадлежит число 10, число завершения цикла. В символическом и логическом смысле Gort обозначает изменения, необходимые для произрастания, и требование, чтобы все сущее не теряло своего родства с Землей. Как необходимо обрабатывать землю, чтобы впоследствии собирать урожай, так и в любом деле нужно проделать “глубинную работу”, памятуя во всех делах о Матери-Земле. Плющ вьется по стволам других растений или по стенам домов — но, чтобы не засохнуть, он должен быть укоренен в земле, Это дерево — символ превращения: возникая как слабый и маленький, росток, напоминающий травинку, оно, в конце концов, после столетий роста, становится неимоверно толстым, отвердевшим змеевидным деревом, которое растет само по себе.

Ngetal является 13-й буквой и передает звук “Ng”. Дерево Ngetal, как и дерево предыдущей буквы, современные ботаники никогда бы не назвали деревом. Это всего лишь тростник, по-ирландски gioleach, по-валлийски cawnen. Эта буква не имеет аналога в гаэльском алфавите. Согласно бардовской классификации, тростник — первое из сухостойных или кустарниковых деревьев. Он считается “деревом”, очевидно, из-за твердости и стойкости своих стеблей, из которых в прошлом изготовляли писчие перья. Современные научные определения растений, относящихся к классу деревьев, появились относительно недавно. Как и во многих других разделах биологии, научные определения отличаются от традиционных. В прошлом любое растение с твердым стеблем, как у тростника или плюща, называли деревом. Камыш также служил материалом для изготовления своеобразной бумаги или папируса, который валлийские писцы называли plagawd. Из камыша также изготовляли традиционный измерительный прибор “род” (прибл. 5 м), который применялся для определения границ святилищ. В нумерологии бардов эта буква представляет число 1. Фонетически она эквивалентна скандинавской руне Ing, связанной с богом Ингом, изображение которого возили по кругу, чтобы определить и отмежевать пределы его святилища. Традиционно камыш использовался как материал, определяющий верхнюю границу пространства: им накрывали крыши домов, и камышовые снопики, напоминающие руну Ing, используются для этой цели и по сей день. Кроме того, камыш настилали на пол, особенно зимой, как средство теплоизоляции. По кельтскому календарю, месяц Ngetal длится с 28 октября по 24 ноября, и, таким образом, эта буква символизирует праздник Самхейн — день поминовения усопших и начало нового года. Заготовка камыша для кровельных работ и изготовления различных плетеных изделий традиционно происходит в ноябре. Гусь, зимующий в зарослях камыша, считается орнитологическим соответствием этой буквы; по-древнеирландски эта птица называется ngeigh.

14-я буква, обозначающая дифтонг “st”, называется Straif. Это название терновника (Primus spinosa), седьмого крестьянского дерева. В современном ирландском языке это дерево газывается draion или draighnean, по-валлийски — draenenven. Терновник, разрастаясь посредством корневых побегов, может образовать из одного центрального растения непроходимую колючую чащу. Это одно из главных магических деревьев; его называют также, “карающим бичом” и “распрей”.Терновые жезлы пользовались большой популярностью из-за своей магической силы; их носили ведьмы, колдуны и чародеи. И не случайно ирландские слова draoi (маг) и drai (друид) напоминают о колдовской силе превращения, скрытой в терновом дереве. На физическом плане повседневной жизни колючий терновник считался ценным растением для живых изгородей, а также для изготовления твердых и прочных посохов и дубинок. В магии и гаданиях буква Straif — это символ силы как в видимом, так и в невидимом мирах. Это сила, необходимая для того, чтобы выстоять и победить напасти, взять под контроль или отвести враждебные сверхъественные и экстрасенсорные силы. Straif — это, пожалуй, самая могущественная буква для покорения противостоящих сил. Изготовленный из ягод терновника алкогольный напиток - терновый джин, в прошлом считавшийся священным, — даже является живительным и восстанавливающим средством, но уже в другом плане. Орнитологический аналог этой буквы — smolach, т. е. дрозд, птица, которая ловит улиток и нанизывает их на колючки терновника. Цвет буквы — sorcha, отливающий блеском” и багрово-черный, то есть цвет и оттенок ягод терновника.

Следующая, 15-я буква огама — это Ruis, обозначающая звук R. Она символизирует бузину (Sambucus nigra, по-ирландски trom, по-валлийски ysgaw). Во всех странах Северной Европы это дерево почитается за свою великую волшебную силу; это второе из сухостойных или кустарниковых растений, название буквы Ruis родственно ирландскому слову ruisc — “неистовое нападение”, “удар” или “бросок”. Такая связь говорит нам о сущности этого святого дерева — покровительствующей, но, в то же время, и опасной. Цветы и кора бузины обладают целительными свойствами, но испарения, исходящие от этого растения, слывут болезнетворными и даже смертельными для тех, кто слишком долго замешкается под его сенью. Так, король Вильгельм II Руфус был убит лучником, который скрывался под кустом бузины. По восточно-английским поверьям, древесину бузины нельзя сжигать в доме, так как это приносит неминуемое несчастье. И все же ветви расцветшей бузины хороши для того, чтобы отпугивать мух из конюшен и коровников. Бузина посвящена мрачной ипостаси Богини-Матери — злой ведьме. Здесь уместно будет добавить, что ирландцы традиционно представляют своих ведьм верхом на бузиновых палках, а не на метлах, плетнях или соломинках, как это принято в других странах.

Символически буква Ruis обозначает три аспекта времени, воплощенные в Триединой Богине, Фатах, Парках, Норнах или Вещих Сестрах английской традиции. Она воплощает в себе извечную триаду существования: начало, середину и конец. Эта буква — символ принятия всех трех аспектов, как предпосылки уравновешенного образа жизни. Это знак безвременности или, точнее, неразрывного единства времени. Бузина, подобно терновнику, служит сырьем для двух священных напитков: цветочного вина, изготовляемого в июне и июле из кремово-белых цветов, а также ягодного вина, ферментируемого из фиолетово-черных ягод, созревающих в августе и сентябре; и то, и другое предохраняет от простуд и прочих недомоганий. Цвет Ruis — rocnat, т. е. один из множества оттенков красного, которые умели различать в былые времена. В шотландских источниках он описывается как “цвет шерсти косули-самца”. В птичьем царстве Ruis — это грач.

Ailm, вяз низкорослый (Ulmus minor), — это шестнадцатая буква, первая в четвертой рубрике; ее штрихи пересекают стержень друима. Ailm — третье сухостойное или кустарниковое растение; его обычно называют “корнуольский вяз”, так как его ареал распространения — Корнуолл, Девоншир и Юго-Западная Ирландия. В отличие от большинства пород вяза, Ailm — это растение придорожное, не растущее в лесах. Буква Ailm передает звук “А”. Несмотря на то что английское название вяза (elm) точно соответствует букве Ailm, его связывают с этой буквой в очень немногих источниках. Причиной тому может быть ирландское слово ailm , обозначающее пальму — дерево, которое не произрастает в странах Северной Европы. В современных интерпретациях, основанных на трудах Роберта Грейвса и Колин Мэррей, эту букву отождествляют с пихтой белой (Abies alba). Это самое высокое аборигенное дерево в Европе, Tannenbaum германоязычных народов. Однако такая идентификация создает больше проблем, чем решает. Ведь пихта не является исконным растением Британских островов, а ирландцы называют это дерево giuis. И наконец, первая буква гаэльского алфавита называется Fhailm, то есть вяз, аналогично соответствующей букве огама. Таким образом, я пришел к убеждению, что буква Ailm лучше всего соответствует именно этому растению,

16-я буква ирландского огама обозначает звук А, который во многих важнейших алфавитах занимает первое место (например, еврейский Алеф или греческая Альфа). Эта 16-я буква также соответствует могущественной “божественной руне” рунического футарка. Ailm олицетворяет божественную силу, в которой нуждается человек, чтобы, подобно придорожному вязу, возвыситься над превратностями судьбы и создать мировоззрение более высокого уровня. Ailm — это божественные способности исцеления и восприятия грядущих тенденций: это способность восстанавливаться, подобно вязу, пускающему новые побеги из старых корней даже в том случае, если его срубят. Этой букве обычно приписывают голубой цвет (но, по мнению Мак-Кофа, исследователю огама шотландских горцев, ее цвета — черный и белый). Орнитологическое соответствие этой буквы — чибис.

On или Ооn — это 17-я по счету и вторая гласная буква огама. Она обозначает звук “О”. Деревом этой буквы считается утесник обыкновенный (Ulех europeus), седьмое полководческое дерево. Современное ирландское название утесника (aiteann) родственно его валлийскому названию (eithin). Утесник соответствует Oir, 12-й букве гаэльского алфавита. Цветы на этом растении можно найти почти круглый год. Таким образом, эта буква символизирует длительное и неистощимое плодородие, продолжение деятельности, невзирая на окружающие условия; в этом аспекте она “выделяется” подобно утеснику на скалистом фоне. Слово “on” также обозначает изъян или пятно. Утесник обыкновенный произрастает на открытой местности, а не в лесах. Магически On олицетворяет собой процесс сосредоточения и сохранения силы вопреки превратностям судьбы. Семена утесника собирают и рассеивают муравьи; это можно воспринимать как намек на то, что все мелкое и разобщенное необходимо собирать воедино. Ритуальные цвета On — это цвета утесника; в различных описаниях упоминаются золотисто-желтый, шафранный, серовато-коричневый или песочный. Птица, соответствующая этой букве, — большой баклан.

Третья гласная буква Ur передает звук U. Эта восемнадцатая буква символизирует вереск (Erica sp.), последнее из крестьянских деревьев. Впрочем, такая ассоциация неоднозначна, поскольку соответствующая буква гаэльского алфавита (Uhr) — одна из двух букв, связанных с тисом. Еще одна проблема заключается в том, что ирландское название этого растения звучит как fraoch, а валлийское — grug. Буквальное значение слова Ur — “свежий”, “новый” или “влажный”, что позволяет связать эту букву с утренней росой. Магически Ur привносит такую удачу и свежесть в любое смелое предприятие, в которое его вовлекают. Она указывает нам путь во внутренние миры. Бытовая народная традиция считает вереск растением, приносящим удачу. И по сей день цыгане продают вереск на улицах как талисман, приносящий успех. Его цвет — багровый; это цвет его цветов, связанных с богиней тьмы; дополнительный цвет буквы, применявшийся в системе шотландских горцев, — светло-зеленый. Орнитологическое соответствие буквы Ur — жаворонок. Не так давно британский друид Колин Мэррей связал эту букву не только с вереском, но и с омелой. Он усматривал в этом дополнительный аспект действия буквы: исцеление от всех недугов и полноценное оплодотворение на надежной основе.

Eadha — 19-я буква огама, четвертая гласная, обозначающая звук “Е”. Она связана с осиной или белым тополем (Populus tremula), пятым сухостойным и кустарниковым растением. Шотландские гаэлы называют эту букву Eubh и тоже связывают ее с осиной. Современное ирландское название этого дерева — pobail ban, валлийское — aethnen. Осина очень вынослива, она растет и во влажных низинах, и на открытых уступах гор. Таким образом, она имеет свойство упорно сопротивляться явно невыносимым условиям. В магии она считается средством, отгоняющим смерть. Она способствует проявлению внутренних целительных сил человека, обеспечивая доступ к нашей подлинной сути, иногда скрытой под обманчивой внешней оболочкой. Это дух, который животворит плоть. В своем крайнем проявлении — это могущество силы воли, попирающей судьбу, это способность ума превзойти инертность материи и преодолеть смерть. Серебристо-белый цвет — это цвет буквы Eadha, хотя в системе шотландских горцев ей приписывают светло-желтый. Ее птицей считается лебедь-шипун.

20-я буква, Ioho, Idho или Iubhar, передает звук “I”. Ioho — это тисовое дерево (Taxus baccata), иерархически следующее за шотландской сосной, шестое сухостойное или кустарниковое растение; еще один вид аборигенной хвойной флоры Британских островов. Современное ирландское название тиса

— ео, валлийское — yw. В гаэльском алфавите букве Ioho соответствует Iubhar — вторая буква, обозначающая тис. Эта буква непосредственно связана с руной Eoh старшего футарка, изображающей магический двухконечный жезл жизни и смерти. Тисовое дерево считается самым долговечным и вечнозеленым на Европейском континенте. Благодаря этому оно стало символом вечной жизни, атрибутом святости различных божеств и святых, властвующих над смертью и возрождением к жизни (в частности, средиземноморской Гекаты). Буква loho подразумевает единство смерти и жизни, воскресение, которое — в прямом или переносном смысле — следует за смертью. Древнеирландская традиция называет тис “гробом для вина”, так как из него изготовляли винные бочки. Кроме того, из тиса изготовляли луки, о чем я уже упоминал в предыдущей главе. Магическое применение тиса в Европе связано с тайнами жизни и смерти, символом которых является буква Ioho. Она представляет собой волшебный жезл, или лучину из тиса, вырезанный в надлежащее время, который служит защитой от всех зол. В шекспировском “Макбете” упоминается “Тисовая лучина, отщепленная в час затмения Луны” — одна из деталей этой традиции. В календаре Ioho обозначает последний день года. Таким образом, здесь снова выражена двойственная природа конца и начала, обнаруживаемая в одно и то лее время. Ее цвет — темно-зеленый с коричневатым оттенком, цвет листьев тисового дерева, но шотландские горцы приписывают этой букве “королевский багрянец” и “кроваво-красный” — цвет нижнего слоя коры и тисовой камеди. Орнитологически ей сопутствует орленок.

По общепринятой классификации, Ioho является последней гласной в огаме. Оставшиеся пять букв представляют собой дифтонги, которым в современном применении могут быть приписаны различные значения. Их магические соответствия установлены менее однозначно, чем для первых 20 букв. Первая из этих последних пяти букв, иногда называемая Koad, передает звук “К”; в других интерпретациях это дифтонг “Еа”, эквивалентный, как и буква Eadha, осине (Populus tremula). Однако если читать эту первую из нетрадиционных букв как “Еа”, она может служить обозначением Земли и соответствовать саксонской руне Ear, обозначающей могилу. Бардическое число Еа — 13; в системе Таро это число смерти, и “тисовая” руна Eoh также ассоциируется со смертью.

Колин Мэррей называл эту букву Koad и считал символом единства всех восьми праздников традиционного календаря. Здесь она описывается как священная роща — место, где вещи, разъединенные прежде, связываются воедино. Это место, где проясняется все. С Koad ассоциируются все “сорок оттенков зеленого” цвета, описанные в алфавите шотландских горцев как “светло-зеленые и пестрые”.

Oi или Oir передает звук “Ой”. Дерево Oi — кустарник крыжовника (Ribes uva-crispa). Это культурное растение и, по-видимому, не исконный обитатель Британских островов. По-валлийски его называют eirinen fair, что напоминает Oir, но по-ирландски — spionan. В семидесятые годы, преподавая в друидическом “Ордене Золотого Сечения”, Колин Мэррей иногда называл эту букву “Tharan” (с фонетическим значением “Tli”). Если это так, то она оказывается в родстве с буквами терновника, Huath и Straif. Подобно руне Gar, она связана также с бересклетом европейским (Euonymus europaeus), священным деревом первостепенной важности. В значении Oi эту букву связывают с деторождением, так как ее применение магически облегчает выход ребенка из чрева матери. Как правило, цвет этой буквы белый, однако Фрэнк Мак-Каф приписывает ей красный цвет, ссылаясь при этом на соответствия в традиции шотландских горцев, которые наделяют ее цветом плодов бересклета.

23-м деревом огама считается Ui или Uinllean, обозначающая дифтонг “Ui”. Согласно “The Book of Ballimote”, эту букву ассоциируют с жимолостью (Lonicera). Тем не менее современные практики огама отождествляют ее с буком (Fagus sylvatica), полководческим деревом. Иногда эту букву называют “Phagos” с фонетическим значением “Ph” или “F”. Европейский бук — это дерево больших размеров, цветет в мае, а его орехи созревают в октябре. Таким образом, он отмечает период между Бельтаном и Самхейном (1 мая и 1 ноября) и служит ориентиром начала полугодий по кельтскому календарю. Современное ирландское название этого дерева — fea, по-валлийски — ffawyddean. Слово Fea — один из вариантов названия руны Feoh, обозначающей звук “F”. Вне зависимости от наименований буквы, ее магические характеристики — это упорство и стойкое сопротивление, твердые знания и выверенные поступки. Она говорит о прочности древнего знания, о культурных и материальных основах, на которых должны покоиться все наши конструкции — как в прямом, так и в переносном смысле. Ее цвет находится в гамме рыжевато-серых тонов (у шотландских горцев этот цвет ассоциируется с цветом шерсти самца косули); это цвет листьев бука лесного темно-пунцового.

Pethbol — 24-я буква огама, передающая звук “Р”. Pethbol символически соответствует калине обыкновенной или калине обыкновенной махровой (Viburnum opulus); последняя близкородственна калине ольхолистной, которая не произрастает в Ирландии. Подобно своей рунической параллели, это начертание покрыто таинственностью, и о нем известно очень мало. Считается, что Perth — аналог руны Peorth, значение которой “веселая мелодия” или танец жизни. Колин Мэррей рассматривал эту букву как особую ступеньку, ведущую в лабиринт познания сокровенной мудрости. В этом буква соотносится с мистическим Танцем Журавля, исполнявшимся в европейских лабиринтах, а также служит напоминанием о “лекарских мешочках” из журавлиной кожи, в которых древние шаманы хранили священные предметы своего могущества. В таинствах ирландских бардов эта буква приобретает числовые соответствия 3 или 5; ее цвет — оттенок красного, понимаемый в наше время за розовый, какой имеют ягоды калины в период созревания (в сентябре и октябре).


25-й букве дают различные названия: Peine, Amancholl, Xi и Моr. Конечно же, эта буква тоже является очень спорной - если Amancholl означает дифтонг “Ае”, то его связывают с колдовским орешником (Hamamelis virginiana). Но такое представление довольно проблематично, так как колдовской орешник не является аборигенным растением в Европе, а был завезен из Новой Англии примерно в семнадцатом столетии. Таким образом, считать данное дерево исконным соответствием этой буквы не представляется возможным. В значении “Ае” эта буква связана со священной таблицей из четырех или восьми “ифинов”. В действительности деревом этой буквы является вечнозеленая шотландская сосна (Pinus sylvestris, современное ирландское peine, валлийское — pinwydden). Шотландская сосна — это единственное, если не считать тиса, аборигенное хвойное растение Британских островов. В эзотерическом учении это дерево считается указующим путь. В сельской местности им отмечали “леи” — старинные проезжие дороги; бросающиеся в глаза кроны шотландских сосен ясно указывали путь вперед. В темноте сосна выглядит светлее других деревьев, и, подобно сложенным из сосны восьми инфинам, буква Peine напоминает нам о традиционном осветительном приборе, употреблявшемся по всей Европе вплоть до XVIII в. Это лучины — щепки смолистой сосны, подожженные с одного конца. Таким образом, Peine — это носитель света, как на интеллектуальном, так и на духовном уровне. Такая связь с огнем прозрения несомненно обнаруживается и в ритуальном сожжении священной сосновой шишки — “Елового Яблока” в Восточной Англии или buarcin в Ирландии. Этот смолистый плод символизирует кладезь мудрости, матрицу, которая удерживает в целостности этот материальный мир согласно вселенским законам существования.

Эта буква огама имеет больше толкований, чем все остальные. Оказавшись 25-й в алфавите, она выходит за пределы условного деления явлений на 24 элемента, традиционного для Северной Традиции (24 часа в сутках, 24 полумесяца в году, 24 руны в Старшем Футарке). Именно в силу такого мышления данная буква рассматривается вне связи с услови ями, определенными для предыдущих 24-х. Кроме связи с колдовским орешником или сосной, этой букве дают еще две дополнительные интерпретации. Это “Xi” — дух и “Моr” — море; но эти толкования, в большинстве своем, ограничиваются общими утверждениями. В качестве Xi эту букву считают сине-зеленой (цвета морской волны), тогда как шотландские горцы наделяют ее “оттенками черного цвета”.
Изображение
Жду тьмы прихода,полная луна
бросает тайны тень, и я посмею
проклятые промолвить имена...

СОЗДАТЕЛЬ
Аватар пользователя
Сообщений: 11302
Зарегистрирован: 09 фев 2015, 18:20

КЕЛЬТСКИЕ ОГАМЫ

Сообщение МАРИТА » 26 май 2018, 02:45

Одним из очень важных эзотерических аспектов огама, уже упомянутым в связи с описанием букв, было использование определенных предметов или мест как описательных средств к пониманию значений букв. Таков, в частности, уже описанный “птичий огам”. Но подобных огамов существовало множество: например, Огам Лин, составленный из заглавных букв названий водоемов: Banda (В), Luimneach (L), Febhal (F), Sinaind (S), Nearcnid (N) и т. д. Или же Огам Дин, состоявший из заглавных букв названий холмов; или Огам Деан из заглавных букв частей человеческого тела. Огам Кеалл (Боевой Огам) состоял из названий оружия или военного снаряжения (например, буква В связывалась со словом “bе-anchor”, т. е. “рог”). Для составления подобных алфавитов использовались названия любых предметов и понятий: научные дисциплины, христианские святые, названия трав, съестных припасов и т. п. Этот принцип можно применять и в наше время. Можно представить себе современный географический огам, где буква Б была бы представлена Бельгией, Л — Люксембургом, Ф — Францией и т. д. Возможностям нет предела. В прошлом, при помощи таких средств, посвященные могли общаться друг с другом попросту упоминая названия животных, птиц, оружия и т. п., под которыми скрывались буквы; а ни о чем не подозревающие слушатели не могли понять, о чем они говорили. Применение подобных эзотерических сообщении в символической прозе и поэзии воистину не имело пределов. Любое произведение художественной литературы могло содержать в себе скрытые послания, основанные на названиях предметов и явлений или местностей.

Тайные визуальные сообщения можно было передавать с помощью Огама Мук (“цветного огама”), где за каждой буквой был закреплен соответствующий цвет. По этой системе буква В (Б) выражалась посредством “ban”, т. е. белого цвета; N через “necht”, ясный; a Kg, например, через “ngias”, зеленый. В настоящее время применение Огама Мук несколько затруднено из-за различия между восприятием цветов в древности и в наши дни. Разные культурные общности прошлого выработали свои собственные способы толкования цветовых гамм, которые не обязательно совпадают с современным видением показателей цвета. Тем не менее Огам Мук, если применять его правильно, может открыть изобилие символических решений в художественном творчестве, создании абстрактных форм, орнаментов, геральдике, раскраске тканей и одежды, наполняя их скрытыми значениями. В наше время систему “цветного огама” исследовал Фрэнк Мак-Каф и, по его мнению, такая система существовала у кланов шотландских горцев. Поскольку список значений каждой буквы включал в себя соответствующий цвет, Мак-Каф предположил, что в шотландских узорах можно выявить устойчивые цветовые гаммы, которые при соответствующем чтении составляют название того или иного клана. Однако сложные шотландские узоры, получившие известность в настоящее время, появились относительно недавно и большинство из них датируется началом девятнадцатого столетия. На основании этого трудно предполагать, что “цветной огам” шотландцев восходит к глубокой древности. Более приемлема гипотеза о том, что художники девятнадцатого столетия сознательно ввели в свои узоры систему цветового кодирования. Она могла базироваться на древних “цветных огамах” или быть наследием гаэльской культуры, где тоже имелись цветовые параллели к каждой букве алфавита (см. ниже).

В былые времена с огамом производилось множество остроумных операций, чтобы сделать его непонятным для тех, кто не имел ключа к шифру. Некоторые из этих изменений по своей методике параллельны методам рунической криптографии. Например, метод Огам Слуаг троекратно увеличивал число штрихов для каждой буквы (из-за чего его называют Огамом Множеств). Существовали Огам Стены и Папоротника, Огам Фионова зуба, Фионова окна и Фионова щита. Что касается трех последних, то эти формы огамного письма были названы по имени легендарного ирландского великана Фиона Мак-Кумгейла (Финна Маккула). Огамы Фиона располагаются внутри круглых или квадратных рамок и, как таковые, выражают также определенные аспекты традиционной космологии: географические направления, время или духовные состояния бытия. Еще один шифрованный огам получил название “Гадюка на вересковой пустоши” — весьма странное для Ирландии, так как на ее территории гадюки не встречаются; скорее всего, эта форма огама возникла на территории Великобритании или материковой Европы.

Ко всему сказанному можно добавить, что огам также применялся как некая форма сигнализации или общения на языке жестов. Для передачи начертаний знаков пользовались пальцами рук. Их прикладывали к переносице (Огам Срон) или к ноге или берцовой кости (Огам Коир), изображая шифрованные или стандартные буквы огама.

Конечно же, Бонапарт был прав. Нет и не может быть никакого критерия правильности, кроме практики. Современная практика использования рун, коэлбрена или огама — это и есть способ их существования в наше время. И не важно, насколько эта практика совпадает с древней : древность — забота историков. Сегодня мы не говорим по-англосаксонски, по-готски или по-древневерхненемецки. Но наш латинский алфавит состоит из букв, которые вполне мог бы прочитать Юлий Цезарь. А наши “арабские” цифры очень сильно отличаются от тех, которые впервые начали использоваться в Европе в XV столетии. Подобно всему живому, магические алфавиты развиваются, и если мы предпочитаем пользоваться одним из них — значит, для этого имеются очень и очень специфические причины.
Изображение
Жду тьмы прихода,полная луна
бросает тайны тень, и я посмею
проклятые промолвить имена...

СОЗДАТЕЛЬ
Аватар пользователя
Сообщений: 11302
Зарегистрирован: 09 фев 2015, 18:20

ОГАМ ДЕРЕВЬЕВ

Сообщение МАРИТА » 26 май 2018, 03:30

Древние кельты никогда не пользовались письменностью для передачи последующим поколениям своих знаний. Но это вовсе не значит, что письменность как таковая была им не известна. Они просто не употребляли ее для архивирования и запоминания фактов. Сама природа огамической письменности препятствовала записи сколько-нибудь пространного текста и любому быстрому чтению. Трудность, связанная с беглым чтением будет понятна, если мы посмотрим на структуру огамического письма.
Огамический алфавит состоит из набора прямых и наклонных черточек и точек, расположенных поперек воображаемой или реальной прямой линии и по обеим ее сторонам. В ирландской терминологии она носит название flesc "ветвь".

В позднем огаме (*) основная линия обычно проводилась горизонтально, направление чтения - слева направо. В истинно же огамических надписях на камне основной линией служило острое ребро камня, специально обтесывавшегося для этой цели в форме грубого прямоугольника. Черточки высекались, вырезались или вырубались на соответствующих плоских гранях по обеим сторонам ребра. Направления чтения - снизу вверх и, если этого требовала длина надписи, через вершину сверху вниз.

Алфавит Деревьев состоял из четырех групп букв: трех для согласных и одной для гласных. Согласные обозначались черточками от одной до пяти, гласные - точками, также от одной до пяти.

Каждая буква имела свое название, соответствующее названию дерева. Об этом ясно говорится в "Книге из Баллимота" (*), где на вопрос: "Как и на какие части делится огам?" дается такой ответ: "На четыре: "В" со своей пятеркой; "Н" со своей пятеркой; "М" со своей пятеркой; и "А" со своей пятеркой". К этим двадцати знакам позднее были добавлены еще пять знаков уже несколько иной формы. Дифтонги в первоначальном варианте огама отсутствовали, их придумали ученые-монахи в средние века.

Для буквы "V" использовался знак, обозначающий букву "F".

Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку

Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку

Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку

Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку

Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку



МАГИЯ И МИФОЛОГИЯ ОГАМА


Теперь сделаем отступление и познакомимся с персонажем, в честь которого этот тип письма и был назван. Изобретение магического огамического письма приписывалось богу Огме, от имени которого и пошло название этого способа письменности. В ирландской традиции Огма - один из богов Племени Богини Дану, назывался "Солнечноликим", сочетал огромную физическую силу с провидческим даром и искушённостью в поэтическом ремесле, пал во второй битве при Мойтуре с фоморами.

В "Книге из Баллимота" говорится:

"Именно Огма, очень искусный в знании языков и в поэзии, был изобретателем огамов; они предназначаются для записей тайных речей, понятных только знающим и хранимых в секрете от бедняков и простых людей... Огамом эту письменность назвал сам Огма. Слово "огам" происходит от "ghuaim" или "guaim", то есть мудрость, посредством которой барды приобретают способность сочинительства, потому что ирландские барды произносят свои стихи при посредстве его ветвей. Первый стих, написанный огамом, называется "Soim". Он был написан на бересте и отдан Лугху, сыну Этлема..."

Греческий писатель Лукиан (II век н.э.) писал, что во время своего странствия по Галлии он увидел изображение старика, одетого в львиную шкуру, язык которого тонкими золотыми и янтарными цепочками был соединен с ушами следующих за ним людей. Один галл, знающий греческий, разъяснил Лукиану, что старик - это аллегория красноречия и имя ему Огмиос. Изображен Огмиос в образе Геракла, одетого в львиную шкуру, поскольку кельты считали, что красноречие обладает большей силой, чем физическая мощь, и достигает своей вершины в старости.

В ирландской мифологии бог Огма известен так же своей воинственностью, вместе с Лугом и Дагдой и другими богами он сражался против фоморов.

Как уже говорилось выше огамическое письмо не является вариантом запоминания или передачи знания, это практическое приложение магии и букв, подвластных богу-вязателю Огме: письмо, фиксация в материи формулы или имени, запечатлевается навеки, придает действенность проклятию или заклинанию на столько, сколько будет существовать материал надписи, дерево, камень или металл. Отсюда можно понять, какую угрозу и какое благо оно может представлять. Записанное проклятие было еще более серьезным, чем устная сатира, которой достаточно было всего-навсего умертвить того, кто стал ее жертвой.

Так же упоминаются обереги, которые делались из небольших палочек. На них огамом вырезали охранные заклятия. Такие обереги носили на одежде или хранили дома. Подобные же палочки с огамом использовались для ворожбы.

О сакральном значении Алфавита Деревьев смотрите так же главу 10 и главу 11 "Белой Богини" Роберта Грейвса.

ЛИТЕРАТУРА

"Книга из Баллимота" - сборник топографических текстов, содержит в том числе "Книгу Захватов Ирландии", различные законы. Составлена монастырским клириком в середине XIV - начале XV века.

А.А.Королев "Древнейшие памятники ирландского языка"
М.Диллон, Н.К.Чедвик "Кельтские королевства"
Изображение
Жду тьмы прихода,полная луна
бросает тайны тень, и я посмею
проклятые промолвить имена...

Вернуться в ВИККА И ДРУИДИЗМ

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4


@Mail.ru