Регистрация




Афанасий Кирхер - христианский каббалист
Последнее сообщение Харита
29 янв 2018, 12:04

Раби Акива Д-р Меир Леман
Последнее сообщение vlad1701
13 янв 2018, 07:59

Ари
Последнее сообщение vlad1701
11 янв 2018, 21:33

РАВ ИЦХАК КАДУРИ
Последнее сообщение HERMES HERMESIN
17 мар 2017, 23:06

Гилель - автор Цви Вассерман
Последнее сообщение HERMES HERMESIN
17 мар 2017, 22:51

Раби Моше-Хаим бар Яаков-Хай Луцато
Последнее сообщение HERMES HERMESIN
17 мар 2017, 22:47

Авраам Абулафия
Последнее сообщение HERMES HERMESIN
11 мар 2017, 23:41

Моше Кордоверо
Последнее сообщение HERMES HERMESIN
11 мар 2017, 23:37

РАМБАН — Раби Моше бен Нахман (Нахманид) Автор Ш.Л. Абрамови
Последнее сообщение HERMES HERMESIN
06 мар 2017, 23:21

РАМБАМ Автор Рав Цви Вассерман
Последнее сообщение HERMES HERMESIN
06 мар 2017, 23:07




гороскоп


Фазы Луны (Москва)




Праздники славян

Языческие праздники

Православные праздники



Важные объявления!

МЫ ТЕПЕРЬ НА
Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку

ТРЕБУЮТСЯ МОДЕРАТОРЫ ЗДЕСЬ!

ОБУЧЕНИЕ viewforum.php?f=1447

ГРУППА ТЕЛЕГРАММ
Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку
контакт
Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку


РАМБАН — Раби Моше бен Нахман (Нахманид) Автор Ш.Л. Абрамови

МАГИСТР
Аватар пользователя
Сообщений: 4897
Зарегистрирован: 13 окт 2014, 17:35
Откуда: ISRAEL

РАМБАН — Раби Моше бен Нахман (Нахманид) Автор Ш.Л. Абрамови

Сообщение HERMES HERMESIN » 06 мар 2017, 23:10

РАМБАН — Раби Моше бен Нахман (Нахманид)

Автор Ш.Л. Абрамович

В 1263 году, по инициативе короля Испании, состоялся диспут — между РАМБАНом и доминиканским монахом, крещенным евреем, братом Пабло. Рамбан битву умов выиграл. Не желая, чтобы аргументы священника были окончательно разбиты, король прервал диспут, сказав: "В первый раз вижу человека, который, будучи неправ, так ловко и убедительно сумел бы отстаивать свою позицию… "

За семьсот лет до того, как израильские десантные войска вернули еврейскому государству Старый Город Иерусалима, великий мудрец Торы восстанавливал жизнь в Святом городе, основав здесь здание синагоги.

РАМБАН (акроним, то есть слово, сформированное из первых букв полного имени: раби Моше бен Нахман, или Нахманид) родился в 1195 году, в городе Герона, в испанской провинции Каталонии. По профессии был врачом, но истинную известность обрел как один из крупнейших комментаторов Торы, Танаха и Талмуда.

Он жил в период, когда Эрец Исраэль, пережив ряд разрушительных войн, была покрыта руинами.

В 1099 году крестоносцы разграбили страну, уничтожив многих ее жителей.

В 1187 году, Саладин, египетский султан, в борьбе с крестоносцами отвоевал Иерусалим. Его правление было недолгим — в следующие 50 лет Иерусалим завоевали вначале — татаро-монголы, а затем — мамлюки. За эти тяжелейшие для Земли Израиля годы почти весь Иерусалим был разрушен, а евреев в нем почти не осталось.

В Испании того времени все большую силу набирали анти-еврейские настроения. Евреев пытались насильно обратить в христианство (через двести лет этот процесс привел к возникновению инквизиции и изгнанию евреев из Испании в 1492 году). Среди прочих методов такого «обращения» особой популярностью пользовалось проведение религиозных дискуссий между раввином и христианским священником. В ходе диспута священник должен был доказать, что еврейское мировоззрение — ошибочно.

Такие диспуты таили в себе большую опасность: если раввин проигрывал диспут, евреев большими группами насильно обращали в христианство. Если же раввин диспут выигрывал, это тоже не сулило ничего хорошего. К примеру, одна из таких дискуссий, в которой раввин одержал победу, закончилась тем, что на городской площади публично сожгли огромное количество еврейских книг.

В 1263 году, по инициативе короля Испании, состоялся диспут — между РАМБАНом и доминиканским монахом, крещенным евреем, братом Пабло. РАМБАН не хотел идти на это «никчемное собрание». Однако королю удалось его уговорить, пообещав защиту и полную свободу в выражении своих мыслей. В дискуссии обсуждались основы христианской веры и еврейского мировоззрения, затрагивался вопрос и о мессии.

Рамбан битву умов выиграл. Это признал сам король, который втайне, конечно же, надеялся, что его ставленник, брат Пабло, сумеет продемонстрировать торжество христианской религии. Не желая, чтобы аргументы доминиканского священника были окончательно разбиты, король прервал диспут и, обращаясь к РАМБАНу, сказал:

— Все, достаточно… В первый раз вижу человека, который, будучи неправ, так ловко и убедительно сумел бы отстаивать свою позицию…

Однако церковь и не собиралась смиряться с результатами диспута — потребовала, чтобы РАМБАНа отдали под суд за «богохульство». Понятно, что РАМБАНу надо было, не медля, покинуть Испанию. Король проявил великодушие. «Он расстался со мной дружески, — писал позднее Рамбан, — и дал мне 300 золотых динаров на дорожные расходы».

РАМБАН решается ехать в Эрец Исраэль. Зная о тяжелом положении в стране, и, по всей видимости, запланировав строительство религиозных институтов в Иерусалиме, он обращается к испанским евреям с просьбой о пожертвованиях.

Итак, в 1267 году, в возрасте 72-х лет, РАМБАН приезжает в портовый город Акко, а затем — в опустошенный и разоренный Иерусалим. Здесь он увидел полуразрушенные, брошенные владельцами дома… Когда настало время молитвы, ему не удалось даже собрать миньян.

«Многие места заброшены и велико опустошение, — описывает РАМБАН в письме к сыну свои первые впечатления о Земле Израиля. — Чем святее место, тем сильнее оно осквернено. Иерусалим — осквернен более других».

И, тем не менее, РАМБАН не отчаивается. Он читает и перечитывает отрывок из Торы, где описывается Эрец Исраэль во времена изгнания — «И опустошу Я землю вашу, и изумятся ей враги ваши, поселившиеся на ней. А вас рассею между народами и обнажу вслед вам меч, и будет земля ваша пуста, и города ваши будут руинами» (Ваикра, гл. 26, ст. 32—33).

«Обещание Всевышнего — “будет земля ваша пуста, и города ваши будут руинами” — хороший знак, — пишет он, комментируя этот фрагмент. — В нем — свидетельство того, что земля не примет наших врагов, пока мы будем в изгнании. Я вижу в этом доказательство нашего спасении, потому что во всем обитаемом мире нельзя найти ни одной земли, такой большой и такой хорошей, которая всегда была заселена, но долгие годы (без истинных хозяев) лежала бы опустошенной, в руинах, как мы видим ее сегодня. С тех пор, как мы оставили эту землю, она не приняла ни один другой народ. Многие народы пытались заселить ее, но — безуспешно».

И действительно, за многие годы, пока народ Израиля был в изгнании, ни один народ не сумел заселить ее по-настоящему, восстановить ее плодородность, как это было до завоевания. В руинах Иерусалима РАМБАН усмотрел исполнение обещания Всевышнего о том, что земля будет ждать возвращения евреев.

Приехав в Иерусалим, РАМБАН сразу же приступил к воссозданию еврейской общины. Он выбрал разрушенный дом вне стен Старого Города, на Горе Цион — дом, где сохранились красивые мраморные колонны и арочные своды — и начал строить синагогу. Синагога была готова к Рош а-Шана (еврейский Новый год). В отстроенную синагогу вернули свиток Торы, который удалось сберечь во время монгольского нашествия и спрятать в городе Шхеме.

Вскоре весть о приезде РАМБАНа распространилась повсюду, и евреи стали стекаться в Иерусалим. На молитвах в Рош а-Шана вновь отстроенная синагога наполнилась людьми.

Следующая задача, которую поставил перед собой РАМБАН — создать иешиву. Прошло немного времени, и многие приезжали в Иерусалим, чтобы учиться у великого ученого Торы. Так он заложил фундамент возрождения еврейской жизни в Иерусалиме. А через год вернулся в Акко, чтобы и там восстановить еврейскую жизнь…

РАМБАН умер в 1270 году. После его кончины иерусалимскую синагогу перенесли в Старый Город, в подвальное помещение — мусульмане, управляющие в тот период Иерусалимом, издали закон, согласно которому еврейские здания для молитв не могли быть выше мусульманских.

Со временем, еврейская община в Иерусалиме настолько окрепла, что вновь стала центром еврейской жизни Страны Израиля. В синагоге РАМБАНа евреи молились и учились еще 300 лет после кончины ее основателя.

В 1539 году в период правления Абу Суфрина синагога РАМБАНа стала складским помещением. Однако к тому времени еврейская община Иерусалима успела прочно встать на ноги, и, несмотря на всевозможные препятствия, в течение последующих столетий, вплоть до 1948 года, она лишь увеличивалась численно и укреплялась.

Во время войны за Независимость (1948 г.) иорданцы окружили Старый город, и все еврейское население было изгнано. Арабы разрушили десятки синагог — чтобы стереть с лица земли само доказательство еврейского присутствия в Иерусалиме. Синагогу РАМБАНа превратили в мусорную свалку.

Израиль отвоевал свою независимость, но в Старом Городе Иерусалима вновь, как во времена крестоносцев, воцарилось запустение и разруха.

Он воссоединился со столицей государства Израиль только через 19 лет, в 1967-м году — освобожденный израильской армией во время Шестидневной войны. Многие синагоги были отстроены заново, в том числе — и синагога РАМБАНа.

Она и теперь стоит на центральной площади еврейского квартала Старого Города. И каждый ее камень — живое свидетельство нашей, еврейской истории.

Сегодня так же, как 700 лет назад, в синагоге, основанной великим Учителем, раби Моше бен Нахманом, евреи молятся и учат Тору…

В подборке материала в качестве основы были использованы две статьи Ларри Домнича (одну можно прочитать по адресу
Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку
, а вторую — по адресу
Пожалуйста зарегистрируйтесь чтобы увидеть ссылку

Были также использованы книга Диспут Нахманида, изданная издательством «Гешарим» в Иерусалиме, 1992 г., а также книга А. Давидсона «Иерушалаим миколь маком».

МАГИСТР
Аватар пользователя
Сообщений: 4897
Зарегистрирован: 13 окт 2014, 17:35
Откуда: ISRAEL

РАМБАН — Раби Моше бен Нахман (Нахманид) Автор Ш.Л. Абрамови

Сообщение HERMES HERMESIN » 06 мар 2017, 23:21

Биография раввина

Раби Моше бен Нахман (Рамбан или Нахманид) родился в Испании приблизительно в 1194 году. Большую часть жизни раби Моше провел в испанском городе Героне. Он был учеником раби Натана бен Меира и раби Иеуды бен Якара, ученика Рицба, составителя Тосафот. Уже в молодом возрасте Рамбан написал свои объяснения к Талмуду «Хидушей Рамбан», а также «Сефер а-милхамот» и «Сефер а-зхут аль а-Риф». Две последних книги принесли Рамбану мировую известность. Это труды в защиту знаменитого кодекса еврейского закона Рифа, составленного на основе Вавилонского Талмуда, поражают бережным отношением к традиции и стремлением понять каждый нюанс алахических постановлений.

Раби Моше считался одним из великих мудрецов своего поколения. Им создано более пятидесяти книг о Танахе, Талмуде, еврейском законодательстве, философии, кабале и медицине. Все его книги заняли важное место в еврейской традиции. Особенно известен его комментарий к Торе, впервые напечатанный в Риме в конце XV века. В своем комментарии Рамбан часто отталкивается от толкования Раши, исследуя выдвинутые им проблемы и предлагая свои решения. Комментарий к Пятикнижию справедливо считается его лучшим произведением. В предисловии к своему комментарию раби Моше бен Нахман говорит, что написал его для укрепления интереса евреев к Торе с помощью серьезного анализа текста и разъяснения его скрытого смысла, который поможет открыть всю глубину мудрости Творца, «скрытую за многими печатями». В комментариях Рамбана чередуются агадические и каббалистические объяснения текста. Он подчеркивает сверхъестественный характер чудес, о которых говорит Тора, и заявляет: «Кто не верит тому, что всеми нашими делами, касающимися личности или общества, руководят чудеса, и что всего нельзя приписать природе или естественному мировому порядку, тот не должен участвовать в изучении Торы нашего учителя Моше». Рядом с верой в чудеса он ставит веру в создание мира из ничего, веру во всеведение Б-га и Б-жественное провидение. Эти тезисы он считает основой иудаизма.

Несмотря, однако, на свое глубокое уважение к каббале, Рамбан умеренно пользуется ею в своем комментарии, и в предисловии советует непосвященному читателю не предаваться размышлению над замечаниями мистического характера, встречающимися в его книге, так как «нельзя проникнуть в темы каббалы непосредственным разумом». Хотя считается, что раби Моше бен Нахману оказал большое влияние на распространение каббалы, его воздействие было больше моральным, чем философским. Он санкционировал изучение каббалы великим авторитетом своего имени, но не непосредственной деятельностью в области каббалистической мистики.

Как и комментарий Раши, толкование Рамбана приводится в изданиях «Микраот гдолот». Обращение к нему — неотъемлемый элемент изучения Торы в системе традиционного еврейского образования. Комментарии Раши кратки и понятны, тогда как объяснения Рамбана более пространны и углублены. Считается, что невозможно полностью понять смысл недельной главы Торы без комментариев Рамбана.

Годы жизни раби Моше были непростым временем для еврейства Испании. Именно в этот период расцветала инквизиция, преследующая евреев и вынуждающая их принимать христианство. В моду входили религиозные диспуты, специально организуемые между раввинами и священниками и призванные доказать «ошибочность» иудаизма. Подобные предприятия таили в себе откровенную опасность. Если раввин проигрывал (то есть «ошибочность» иудаизма была доказана), евреев заставляли принимать христианство. Если же раввин побеждал, положение вещей не изменялось: экземпляры Талмуда все равно сжигались на костре.

В 1263 году испанский король санкционировал проведение диспута между Нахманидом и Пабло Кристиани — евреем, принявшим христианство. Нахманид согласился принять участие в этом диспуте с большой неохотой и только после того, как король гарантировал ему полную свободу слова. Основной темой обсуждения на диспуте стала тема Машиаха. В течение четырех дней он дискутировал с Пабло в присутствии короля.

Нахманид выиграл этот спор. Король подарил ему 300 золотых монет. Но духовенство приписало победу себе, и Нахманид был вынужден предать полемику гласности. Из опубликованной статьи Пабло выбрал несколько цитат, заключавших, по его утверждению, клевету на христианскую веру, духовенство возбудило против Нахманида судебное преследование. Раби Моше был изгнан из Испании. Он решил перебраться в Палестину. В 1267 году, после долгого и полного опасностей путешествия Нахманид прибыл в порт Акко, а оттуда отправился в Иерусалим. Пустынность и заброшенность этого места шокировали его. Кругом были ветхие полуразрушенные здания. Евреев было так мало, что он с трудом смог собрать миньян. В письме к сыну Нахманид писал, что чем священнее место, тем в большей разрухе оно находится.

Однако Нахманид увидел луч надежды. В Торе (Левит, 26:32—33) говорится: «…опустошу землю [вашу], так что изумятся о ней враги ваши, поселившиеся на ней… и будет земля ваша пуста и города ваши разрушены…» Нахманид писал, что здесь говорится о временах изгнания, когда Земля Израиля не будет принимать врагов.

Действительно, на протяжении многих веков изгнания ни один завоеватель не смог обосноваться на этой земле надолго или заставить пустыню цвести. В руинах Иерусалима Нахманид увидел выполнение обещания Б-га о том, что земля ждет возвращения евреев.

Нахманид немедленно занялся возрождением еврейской общины. Он выбрал разрушенное здание вне Старого города на горе Сион — с мраморными колоннами и прекрасной аркой — и начал строить синагогу. Сюда были доставлены свитки Торы, которые вывезли из Иерусалима в Шхем перед монгольским вторжением.

Молва о Нахманиде привлекла в Иерусалим новых жителей. Всего через три недели, как раз к Рош-а-Шана, синагога Рамбана была готова. В этот день Нахманид произнес проповедь, призывая новоприбывших остаться в Иерусалиме. Следующей задачей Рамбана было создание ешивы. В город стекались ученики, жаждущие быть рядом с великим ученым, учителем и лидером. Нахманид успешно заложил основы возрождения, и спустя год возвратился в Акко, чтобы возглавить тамошнюю общину.

В Эрец Исраэль Рамбан переписал многие места своего комментария на Пятикнижие, сказав, что восхождение в Свя­тую Землю раскрыло перед ним скрытые дотоле моменты.

Рамбан умер в 1270 году. Точное месторасположение его могилы неизвестно.

из журнала «Мир Торы», Москва

Вернуться в БИОГРАФИИ ИЗВЕСТНЫХ КАББАЛИСТОВ

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


@Mail.ru